ДА, ТО БЫЛ ДИВНЫЙ ВАЛЬС!

Музыкально-литературный вечер «Русский вальс» собрал в Большом зале Государственного Кремлёвского Дворца тех, кто ценит красоту и утончённую романтику музыкального жанра, занимающего совершенно особое место в культуре нашей страны.

Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Лев Толстой – в их произведениях вальсу зачастую отводится более чем значимая роль, и вряд ли кто-то сегодня сможет представить любимых классических героев вне определенного музыкального контекста. Достаточно вспомнить хотя бы первый бал Наташи Ростовой и её встречу с князем Андреем Болконским. Да и в целом русская литература, особенно поэзия, отдает дань почитания вальсу, чей звук прелестный становится олицетворением искренних и пылких чувств – полных то надежды, то грусти и разочарования.

Само появление понятия «русский вальс» говорит о том, что именно в России изящный бальный танец стал уникальным культурным феноменом, признанным во всем мире. И одна из его особенностей – как раз тесная связь с литературой. И она во время вечера в ГКД всячески подчёркивалась ведущим и одновременно чтецом, народным артистом России Артёмом Каминским.

Надежды вальс зовет, звучит –

И, замирая, занывает;

Он тихо к сердцу подступает,

И сердцу громко говорит:

Среди бесчисленных забав,

Среди страданий быстротечных –

Каких страстей ты хочешь вечных,

Каких ты хочешь вечных прав?

Напрасных благ не ожидай!

Живи, кружась под эти звуки,

И тайных ран глухие муки

Не раздражай, а усыпляй!..

Эти строки – из стихотворения Якова Полонского «Луч надежды», написанного в 1845 году, и они как нельзя более точно передают и те чувства, которые рождают в наших сердцах трепетные звуки классического русского вальса, и ту роль, которую этот особенный танец играл в жизни многих людей на протяжении двух с лишним столетий. Стихи Полонского, между прочим, впоследствии и сами стали вальсом – их положил на музыку в 1900 году композитор Эдуард Направник (1839–1877).
В том же 1845-м из-под пера Аполлона Майкова вышло стихотворение «Ах, люби меня без размышлений», которое, по сути, тоже вполне соотносимо со стихией головокружительного танца. Не потому ли именно им Артём Каминский предварил вальс из «Серенады для струнного оркестра» П.Чайковского?

Я любви не числю и не мерю,

Нет, любовь есть вся моя душа.

Я люблю смеюсь, клянусь и верю…

Ах, как жизнь, мой милый, хороша!..

Каждая из композиций – всегда особое настроение, состояние, ассоциации. Так, открывший программу вальс из балета «Спящая красавица» П. Чайковского уносит в царство прекрасных грёз и оживших сказок, где каждое мгновение дышит радостью и обещает встречу с чудесным. Прозвучавший же практически следом за ним па-де-катр (он же вальс) из оперы «Жизнь за царя» М.Глинки, - совсем иной: изящный, полный томной неги, он одновременно доносит до слушателей некое тревожное послание, которое автор словно пытается заглушить бравурными пассажами.

Гости вечера в Государственном Кремлёвском дворце имели счастливую возможность насладиться музыкальными шедеврами разных эпох в великолепном исполненииГосударственного академического Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижёр коллектива – народный артист СССР Владимир Федосеев). За дирижёрским пультом был Денис Лотоев, о котором музыкальные критики отзываются как о неординарно мыслящем профессионале, умеющем увлечь аудиторию искренний эмоциональностью, нестандартным, свежим прочтением партитуры. Собственно, возможность убедиться в этом была у каждого, кто пришёл 23 марта в ГКД. Оркестр играл изумительно! Мощно и в то же время интеллигентно, радуя по-настоящему образным, глубоким и в то же время по-особому мягким, бархатным звучанием. Истинный подарок меломанам!
В рамках концерта исполнялись очень разные, непохожие по манере письма и эмоциональному наполнению композиции - такие, например, как Концертный вальс №1 ре мажор А.Глазунова, Вальс из кинофильма «Первый эшелон» Д.Шостаковича, Вальс из музыки к драме Михаила Лермонтова «Маскарад» А.Хачатуряна…

Историю некоторых, знакомых каждому с детства произведений, многие в этот раз, по сути, открывали для себя. А вы, кстати, знали, что вальс «На сопках Маньчжурии» был написан военным капельмейстером 214-го резервного Мокшанского пехотного полка Ильёй Алексеевичем Шатровым вскоре после окончания Русско-японской войны (1904-1905 годы)? Автор посвятил его памяти погибших однополчан. Поначалу этот вальс так и назывался: «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии».
Бесконечно увлечённый творчеством А.С. Пушкина, композитор Георгий Свиридов (1915-1998) охотно принял предложения режиссёра и актёра Владимира Басова написать музыку к его новому фильму «Метель» (вышел на экраны в 1965-м) по одноименной повести из прозаического цикла «Повести Белкина»: Георгию Васильевичу показалась очень заманчивой перспектива воссоздать в звуках образ провинциальной России пушкинской поры. В итоге музыкальная тема из киноленты так полюбилась слушателям, что стала постоянно звучать в радио- и телеэфире. Позднее композитор создал на её основе сюиту «Метель – музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина» (1973), и по сей день считающуюся одним из лучших произведений музыкальной пушкинианы.
Как ни удивительно, но поначалу вальс был во многих странах, в том числе и в России под запретом - его считали слишком вольным, нарушающим благопристойное поведение в свете танцем, поскольку партнёры во время движения находились слишком близко друг к другу. И хотя и в самом начале XIXвека на частных балах все-таки вальсировали, официально танец был признан лишь после смерти императрицы Марии Фёдоровны (1759-1828), матери императоров Александра I и Николая I.
Считается, что историю русского вальс открыл Александр Грибоедов, написавший, как известно, в 1824 году незамысловатый, но элегантный и проникновенный «Вальс №2 ми минор».

Первым же вальсом, созданным профессионалом, стал «Вальс-фантазия» Михаила Глинки (если совсем точно, то его фортепианная версия 1839 года) – именно он дал толчок к появлению волны новых отечественных композиций, написанных в этом жанре.
И ещё об одном замечательном произведении хотелось бы рассказать чуть подробнее. Речь о «Большом вальсе» из балета «Анюта», написанном Валерием Гаврилиным (1939-1999). Всё началось с того, что режиссёр Александр Белинский (1928-2014), мечтавший о телевизионном фильме-балете по произведениям А.П. Чехова и не находивший подходящего музыкального материала, как-то услышал гаврилинский вальс и вдруг понял: это именно то, что ему необходимо! В этой музыке Белинский «услышал» чеховские интонации, почувствовал, что именно она поможет воплотить на экране образы, созданные писателем. По словам самого Валерия Гаврилина, с одной стороны, для него было неожиданным, что такой опытный режиссёр, как Александр Белинский, признал его музыку балетной. Но, с другой, признавался композитор, ассоциации с чеховским миром не удивили, ведь Чехов всегда был его любимым автором. Соответственно, ему хотелось выразить в музыке ранимость, незащищённость, особую деликатность чеховских героев, показать и трагизм неразделённой любви, и лёгкую, светлую грусть по недосягаемому идеалу, и отвращение к пошлости, которыми пронизаны произведения Антона Павловича. И это Валерию Александровичу Гаврилину блестяще удалось: прежде всего, именно его имя вспоминается сегодня, когда заходит речь о героях Чехова в музыке.
Завершал программу полный романтических предчувствий и в то же время глубоко драматичный «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.

Ну а потом, поскольку восторженные зрители-слушатели явно не хотели отпускать исполнителей со сцены, наступила очередь номеров на бис.
И тогда Артём Каминский прочитал отрывок из стихотворения А.Кольцова «Мир музыки» (1838):

Сколько звуков, сколько песен

Раздалося вновь во мне!

Сколько образов чудесных

Оживилось в вышине!..

Этот поэтический фрагмент удачно закольцовывал происходившее на сцене.

Ну а Денис Лотоев с улыбкой объявил в микрофон, что напоследок прозвучит «не вальс». Заинтригованный зал притих, а потом взорвался аплодисментами, услышав зажигательный испанский танец из балета «Лебединое озеро» П.Чайковского. Правда, в самом сердце его тоже угадываются вальсовые отголоски. Так что, по большому счёту, маэстро вовсе не погрешил против темы вечера, вспоминая о котором невольно переходишь на поэтический лад - не зря ведь говорят, что музыка сродни стихам и наоборот:

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.


Этот романс, написанный в начале прошлого века Николаем Листовым (1880-1951), невольно стал своего рода признанием в любви не только девушке, которой он был посвящён, но и самой мелодии, которая вела героев истории навстречу друг другу:

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс!..

Made on
Tilda