Фильм «МАРИЯ. СПАСТИ МОСКВУ» наградили на
фестивале «Волоколамский рубеж»
В Волоколамске на прошлой неделе завершился XIX
Международного Фестиваля военнопатриотического
фильма. В этом году девиз фестиваля прозвучал так:
«Волоколамский рубеж» - Донбасскому рубежу».
Свыше 50 фильмов были представлены на фестивале
кинематографистами из разных стран, а именно:
Киргизии, Казахстана, Франции, Мозамбика, Польши,
Нидерландов, США, Японии, Белоруссии и т.д.
По окончании фестиваля состоялась торжественная
церемония награждения. В награждении принимали
участие заслуженные деятели искусств, режиссёры,
члены Союза кинематографистов. Самым лучшим
фильмам были вручили призы и грамоты.
Приз Администрации Волоколамского округа получил
игровой фильм «МАРИЯ. СПАСТИ МОСКВУ»,
режиссера Веры Сторожевой.
Это фильм о том, что во время Великой
Отечественной войны наша Победа далась самой
высокой ценой. В декабре 1941 года на подступах к
Москве шли кровопролитные бои. Руководство страны
приняло решение совершить вокруг столицы тайный
облёт с иконой Божией Матери "Тихвинская". Есть
воспоминания священника, который рассказывал, что
решение было принято Иосифом Сталиным после
встречи с Блаженной Матроной Московской. Именно
она дала спасительный совет Сталину вернуть из
города Тихвина чудотворную икону, с помощью
которой наши войска одолеют гитлеровцев под
Москвой. На поиски иконы был отправлен
специальный воинский отряд, и святыня была
возвращена в Москву.
«К Святой Матроне я отношусь с огромным
почитанием, - говорит режиссер фильма Вера
Сторожева, - но в фильме у нас героиня —
блаженная Старица, она наделена некоторыми
чертами и историями Блаженной Матроны
Московской, которая в годы войны жила в Москве и к
которой приходили сотни людей. И тема Блаженной
Старицы не главная в нашем фильме: мы не делаем
акцент на ней и не раскрываем её как личность.
Главная линия фильма — это героиня по имени
Мария, с которой происходят кардинальные
перемены на протяжении всей истории. Это кино о
ней».
Тем не менее есть много свидетельств и
воспоминаний, что к Святой Матроне во время войны
стояли огромные очереди. В конце сентября 1941 года
гитлеровцы подошли к Москве очень близко, немецкие
части располагались буквально в тридцати
километрах. На Москву регулярно совершались
налёты немецкой авиации, город перевели на осадное
положение, а в октябре началась спешная эвакуация
всех госорганов, генерального штаба. Жителей
охватила паника, поползли слухи об оставлении
Москвы руководством и сдачи её фашистам. Не все
люди могли уехать в эвакуацию. Москвичи были
растеряны, они стояли к Святой Матроне, чтобы
узнать свою дальнейшую судьбу. Им необходима была
поддержка и слова утешения. Матрона давала им
утешение, просила молиться и верить. Поэтому
создатели фильма действительно правдиво
отобразили, то, что происходило в тот момент.
Продюсер фильма Наталья Иванова добавляет:
«Очень сложно сегодня найти материал, который
рассказывает о войне серьезно и глубоко, а точнее
повествует о маленьком человеке на войне, о
трансформации его души, мотивации поступков. В
случае с фильмом «Мария. Спасти Москву»
сценарий Елены Райской мне сразу показался
интересным и достойным экранного воплощения.
Встреча Сталина и старицы Матроны – это
устойчивый в народе миф, и если это было, то вот
зрителю наша интерпретация. Но одно скажу,
военное, историческое кино снимать очень сложно,
это связано с тем, что сегодня воссоздать близко к
правде атмосферу тех далеких дней с каждым годом
всё дороже. Как мы на это решились, сама не
понимаю, но всё-таки мы его сделали и постарались
сделать это достойно, благодаря нашей команде.
Огромное спасибо фестивалю «Волоколамский
рубеж» за награду! За то, что показали фильм
зрителю и оценили нашу работу. Это картина, даже
если пройдет много времени, не постареет, а
скорее, наоборот, будет набирать зрителей, и тема
женщин и детей, которые оказались втянутыми в
водоворот войны, всегда будет волновать
неравнодушного зрителя»