Александр Каневский.
В человеке должно быть: «Иди сюда!»

Писатель Александр Семёнович Каневский написал множество интермедий для таких популярных в шестидесятые годы персонажей, как Тарапунька и Штепсель, их выступления собирали в своё время тысячные залы.

Ещё Каневский — автор сценариев мегапопулярной передачи «Кабачок 13 стульев», сегодня современные продюсеры пытаются воссоздать эти передачи и повторить успех. Но, увы…

Ещё Каневский сочинял короткометражки для киножурнала «Фитиль». По его пьесам ставились спектакли, снимались художественные картины. Придумывал он и много юморесок для своего младшего брата, всеми любимого артиста театра «На Малой Бронной» — Леонида Каневского.

Нельзя не упомянуть, что тираж книг Александра Каневского достиг миллиона экземпляров, их по — прежнему читают в разных уголках мира, на разных языках.

Александр Семёнович по — прежнему много пишет и издаётся. Отрадно, что вовремя пандемии писатель не терял время зря, и не переставал творить. Он выпустил новые сборники, которые уже можно прочесть и получить огромное удовольствие.

А недавно Александр Семёнович отметил свой очередной День Рождения! В связи с чем его поздравляем и желаем Творческих Побед! О своих новых книгах, о дружбе, о том как плодотворно и успешно работать в жанре юмора рассказывает Александр Каневский.

— Александр Семёнович, как отметили праздник?
Это была не круглая дата, я её не афишировал, но все равно меня очень многие поздравили, и лично, и по телефону, и по интернету… И друзья, и близкие, и совсем незнакомые люди — и за это я вам всем очень благодарен!

— Чем порадуете своих читателей?

Что нового удалось издать?

Выпустил новую книгу под названием «Стихи к чаю, чайные, нечайные, случайные и чрезвычайные». Я всю жизнь писал прозу, и честно скажу эта книга получилась неожиданно…

Одно издательство обратилось ко мне с просьбой написать повесть об известных артистах и моих многолетних друзьях Юрии Тимошенко и Ефиме Березине (Тарапуньке и Штепселе). Для начала я поднял свой архив из тридцати туго набитых папок и, честно говоря, был ошарашен количеством неопубликованных рассказов, стихов, эстрадных миниатюр и даже пьес. Обычно материалы из архивов писателей начинают ак­тивно публиковать после их ухода в иной мир, но я решил не ждать и сделать это сам. Вот успел подготовить сборник разных мо­их стихотворений, начиная от многострочных, посвящённых юбилеям родных и друзей, до четырехстроч­ных эпиграмм на них же. Я читал их и в переполненных концертных залах, и на узких семейных и дружеских застольях. Некоторые уже были опу­бликованы, но для большинства моих стихотворе­ний это первый выход к читателям…

— В вашей новой поэтической книге есть прекрасное стихотворение «Я люблю тебя, Россия», в котором вы говорите, что Россия — ваша радость и ваша сила. Поясните, пожалуйста…

Сила и радость в том, что Россия обогатила мою жизнь замечательными друзьями, которые помогли мне подняться и состояться. Мы шли по жизни, поддерживая друг друга. Это Михаил Жванецкий и Григорий Горин, и Юрий Никулин, и Аркадий Арканов и Михаил Светин, Эдуард Успенский и Аркадий Хайт, Юрий Тимошенко и Ефим Березин… И ещё много друзей, умных и близких, душевных и талантливых, которые украсили мою жизнь.

— А в чем грусть и слабость?

В том, что все, кого я перечислил, уже ушли из жизни. После потери родителей это были самые тяжёлые для меня потери. Утрата родных и близких опустошает душу.

— Очень хорошо понимаю и сочувствую… А как вы думаете, сегодня молодые люди могут дружить так, как дружило ваше поколение? Или дружба современная отличается от той, прежней? Если да, то чем?

Кон-так-та-ми!.. Сегодня большинство встреч происходит на расстоянии и почти все население владеет мобильными телефонами и компьютерами. Они стали постоянным средством общения. Часто даже в любви теперь признаются по компьютеру и пьют за здоровье любимых, чокаясь рюмками об экран. Родителей, бабушек и дедушек и до пандемии стали посещать реже, их здоровьем интересуются, но по телефону, и малышей-внуков редко привозят в гости, но зато часто по компьютерам присылают их фотографии. Делятся и интимными подробностями, и деловыми договоренностями… И так утрачиваются личные контакты, дружеские отношения.

— Что такое в вашем понимании дружба?

Дружба — это наличие надёжных друзей, а друзья — это опора в жизни, это забота, взаимопонимание, радость, сочувствие и поддержка. Без друзей жизнь обесцвечивается, теряются радость и поддержка.

— В Москве скоро в продаже появиться ваша новая книга о ваших друзьях Тарапуньке и Штепселе. Это воспоминания?

Не только. Работа с этими уникальными людьми — была для меня великой школой, она научила предельной краткости, точному диалогу, парадоксальному мышлению, что необходимо для создания комедийных спектаклей. Они оба биологически чувствовали смешное, их программы были насыщены юмором, но им все время казалось мало, они требовали ещё и ещё, выжимая из нас с моим соавтором Робертом Викерсом максимум.

Все это я отобразил в книге «Жизнь и приключения Тарапуньки и Штепселя». И надеюсь, что книга будет полезна не только простому читателю, но и пишущим авторам, тем кто создаёт юмористические передачи, антрепризы, КВН. Если можно так выразиться, это практическое пособие для юмористов.

— Вы писали для многих легендарных персонажей, как теперь бы сказали — для «звёзд» советского юмора. Поделитесь секретом, как рождались такие остроумные шутки?

Я не любил писать, если не любил человека. Должен был увлечься им, почувствовать его — тогда шутки, подходящие для этого человека, этого персонажа рождались сами собой. Эстрада — моя первая любовь. Конечно, я «погуливал», изменял ей с кино, с театром. А вот в прозу пришёл много позже. Но юмористическому взгляду на вещи оставался верным всегда.

— Молодым юмористам, конечно, у вас есть чему поучиться. А как вы оцениваете современный российский юмор?

Сейчас в России все по — другому, темы для шуток найти сложно…

Одно скажу, для юмора нет запретных тем. Юмор не средство, а способ существования. И у настоящего юмориста мозги должны быть слегка набекрень. Он должен видеть все не так как видят другие. Есть такой анекдот — эпиграф всей моей жизни. В одесском театре принимают афишу. Все хвалят, молчит лишь Абрам Соломонович. Его спрашивают: «Абрам Соломонович, вам, что не нравится?» — «Нет — говорит он. — Тут нет «Иди сюда!»

В искусстве, в рекламе, а особенно в человеке должно быть: «Иди сюда!». Если этого нет, научить невозможно.

— Что ещё из нового посетуете прочесть?

Недавно у меня вышла книга под названием: «СМЕХ + ГРЕХ = УСПЕХ». В этой книге три пьесы разных жанров. Персонажи в этих пьесах и забавные, и решительные, и весёлые, и трагикомические. А также опубликовался мой новый сборник «Круглошуточное дежурство». В этой книге я поместил рассказы, миниатюры, сценки, которые когда-то были запрещены цензурой. Тогда они вызывали смех и негодование, сегодня надеюсь вызовут добрую улыбку. А вообще, конечно, мне очень хочется прилететь в Москву и презентовать свои новинки. Соскучился по своим читателям.

Made on
Tilda