Спектакль «Розыгрыш». Остаться свободным или вернуться в прошлое?

Тема возврата в СССР в последние годы набирает сумасшедшие обороты, миллионы российских людей испытывают ностальгию по тем спокойным, благословенным временам. Сериалы и художественные фильмы, действия, в которых проходят в застойные времена, зрители смотрят с особым вниманием. Потому что это наше прошлое…

Режиссер Вячеслав Гугиев написал на эту тему пьесу «Розыгрыш» и поставил по ней спектакль. Он собрал замечательный актерский ансамбль: Сергей Селин, Елена Сафонова, Карина Разумовская, Мария Рассказова, Кирилл Дацевич.

Спектакль прошел в рамках фестиваля театра, кино и журналистики «На семи холмах» в городе Кирове и участвовал в конкурсной программе.


Фестиваль прошел при поддержке Правительства Кировской области. Президент фестиваля — продюсер Сергей Новожилов. Исполнительный директор – Константин Зайнулин.

Билеты на спектакль «Розыгрыш» кировчане раскупили очень быстро. Увидеть знаменитого «Мента» из известной саги «Улицы разбитых фонарей» в совершенно необычной для него роли, — зрители не отказали себе в таком удовольствии. А тем более на сцене Кировского Драматического театра у Сергея Селина в этой постановке был дебют! И надежды кировских театралов оправдались.


И сам спектакль, и игра актеров, и сценическое решение сюжетных временных изменений – все удачно. Как, впрочем, тема, которую затронул режиссер.

«Это история о том, как профессиональный тренер по лыжному спорту, его играет Сергей Селин, выпал на долгие годы из жизни – он впал в кому. А когда он очнулся, оказалось, что страны, в которой он жил и работал, больше не существует. Нет былых заслуг, не ценится больше образование, растоптаны все нравственные убеждения. Сын, его играет Кирилл Дыцевич, не учится в институте, а варит джинсы на кухне. Лучшая ученица (актриса Карина Разумовская), на которую возлагались большие надежды, ушла из спорта и проиграла по всем статьям. Елена Сафонова в роли жены тренера, в этом сюжете предстала перед нами в образе отчаявшейся, на грани слома женщины. А ведь когда-то у нее была счастливая советская семья».

Перед главным героем поставлена задача – либо он принимает случившиеся перемены, либо опять «впадает в кому», только моральную. Кстати, многие его соотечественники так и сделали…


Но не так–то прост герой Селина. Мы видим растерянного, испуганного человека, но мы не знаем главного. Этот человек по своей натуре – боец. И чтобы не случилось с ним, с его семьей, страной, его бойцовские качества никуда не ушли. Он будет биться до конца. Он вытащил себя из забытья, вытащит семью и возможно даже вытащит «из комы» страну. Потому что — это старая советская школа. Потому что о советских людях написаны такие строки: «Гвозди бы делать из этих людей, не было в мире прочнее гвоздей…»

«Мне очень интересно играть эту роль, — говорит о своем герое Сергей Селин, — тема хорошая, главное важная. Мы соскучились по тем отношениям, которые были в советские времена и, если честно не так уж мы и плохо жили. Я бы хотел вернуться в свое пионерское детство и свою комсомольскую юность, там мне было очень комфортно. И сегодня мы заново учимся любить свою страну, слава Богу перестали все делать с оглядкой на Запад и стесняться, что мы русские. Запад нам показал свое истинное лицо. Я никогда не забуду, когда однажды с друзьями приехал в Турцию на отдых и в отель зашли две русские девушки. Они пообщались с нами на русском, на следующий день они освоились, заговорили на английском, и перестали узнавать своих соотечественников. Это было очень неприятно, потому что мы сами себя съедем, свою идентичность, свою русскость»

Конечно в советское время было и много негатива, — продолжат делиться своими мыслями актер.

« Мне не нравились бесконечные очереди. Однажды отстоял на Литейном проспекте двухчасовую очередь за конфетами, а потом, когда дарил эти конфеты своей будущей жене, было ощущения, что дарил ей слиток золота. Страна для жизни была неудобная — все надо было доставать. Но меня не это расстраивало, а то что нельзя было никуда поехать. Помню любил смотреть «Клуб кинопутешественников», сидел около экрана и понимал, что никогда не попаду в эти страны. И вдруг все открылось, поезжай куда хочешь. Я считаю, что это здорово, когда можно путешествовать по миру»

Об отношениях своего персонажа с женой, у актера тоже свое мнение и оно удивляет своей мудростью, не категоричностью. В пьесе есть сцены, где зритель узнает о неверности супруги, во время того, как муж находился в больнице.

«Я Сергей Селин оправдываю героиню Елены Сафоновой, — размышляет актер, — но мой персонаж к сожалению, не оправдает. Ситуация очень сложная как-то поведет себя в этой ситуации, когда муж лежит долгие годы в коме, кто такое испытание выдержит большой вопрос. Я, например, не уверен, что мои жены так бы себя повели, но осуждать никого не хочу. Поэтому у Лены роль философская. А еще она очень хороший партнер по сцене и обаятельная женщина».

Надо отдать должное, что актриса блестяще справилась со своей ролью. Она сыграла сильно – роль действительно философская. На хрупкие плечи ее героини выпали серьезные тяготы, но она осталась женственной, элегантной, милой. Она не озлобилась, а пытается радоваться жизни и удержать семью. А еще надеется найти компромисс и наладить отношение с дочерью (актриса Мария Рассказова), которая предала родителей и сбежала. Смотреть на работу Елены Сафоновой на сцене одно удовольствие.

«Я свою героиню не жалею, — разбирает свою роль актриса, — мне кажется, что любая женская судьба имеет и трагические стороны, и драматические, и хорошие. Я вообще не знаю, есть ли такие женские судьбы, которые сложились бы вот так легко и безошибочно. Это сказки и легенды. Когда мы смотрим на каких-то известных, красивых, ухоженных женщин, это не значит, что у них жизнь идеальная. Я думаю, что нет ни одной женщины с легкой судьбой. Абсолютно безошибочных, счастливых, женских судеб очень мало. Но при этом в жизни каждой обыкновенной женщины, которую никто на улице не замечает, есть большая внутренняя жизнь, в которой есть место любви и желание продолжать жизнь, как у моей героини»

А вот что касается возврата в прошлое у Елены Сафоновой иное мнение:

«Я не хочу возвращаться обратно в СССР не потому что мы жили плохо в материальном плане, а потому что мы жили в закрытом обществе, когда ты понимал, что ты чего достиг, а дальше потолок. Дальше ты сам себе не принадлежишь. Я не хочу туда возвращаться, думаю, что нам открылось, то что мы стали людьми самостоятельными, и не кто-то за нас, отвечает, а мы сами за себя. Мы были счастливы там в СССР, потому что были детьми, мы были пионерами и не знали другой жизни, а теперь знаем и она очень разная. Я хочу, чтобы мы остались свободными людьми, чтобы мы могли себя реализовать и несли ответственность за то, что мы делаем».

Вот такие разные мнения у героев пьесы и актеров, которые их играют. А в целом получается яркий, взрывной актерский калейдоскоп и масса вопросов, которые хочется обсудить. Что же все-таки лучше – вернуться в прошлое? Остаться в настоящем и пытаться реализовать себя, как советует Елена Сафонова. У каждого зрителя после этого потрясающего спектакля будет свой ответ на этот вопрос. И скорее всего эти ответы и мнения не совпадут. Совпадут лишь эмоции от просмотра «Розыгрыша» и радость за то, что он получил приз «За оригинальное прочтение советского прошлого»

Очень хорошо, что благодаря фестивалю Киров смог увидеть эту яркую театральную работу. А еще заслуженная артистка РФ Елена Сафонова получила на церемонии закрытия фестиваля «На семи холмах» специальный приз «За вклад в отечественный кинематограф». С чем ее от души поздравляем!

Made on
Tilda