Как сам Чехов воспринимал свои пьесы, правильно ли мы понимаем его героев? «Трёх сестёр» он писал, как комедию (хоть изначально и назвал драмой), «Вишнёвый сад» – комедия... Мне кажется, его взгляд на русское дворянство был не лишён иронии, но в целом отношение было скорее грустно-сочувственным. Думаю, Чехова удручало нереалистичное, скажем так, отношение его героев к жизни, непонимание, что мир вокруг них меняется, и что из страны розовых пони надо возвращаться на грешную землю и как-то приспосабливаться к этой изменяющейся реальности. Ну, по крайней мере, мне хочется верить, что он им сочувствовал, а не презирал, считая надвигающуюся на них бурю целиком и полностью заслуженной.
Эта работа для меня и всех артистов чрезвычайно дорога. По многим причинам. Прежде всего, это по-настоящему очень хорошая пьеса. Что сегодня штучный товар. Мы живем в сложное время, когда в театральном профессиональном сообществе отсутствуют серьезные репутационные маршруты, когда в идеологический контекст может отодвинуть профессиональные критерии. Все это очень опасно. И вот на таком фоне возникает пьеса Наталии Мошиной – образец большой литературы и глубины смыслов.
Это пьеса приема. Пьеса, разрушающая стереотипы, установленные в советский период с его культом Чехова, когда было принято чрезмерно романтизировать чеховских героев. Здесь мы видим персонажей «Трех сестер» глазами Наташи, кстати, принадлежавшей к тому же сословию, что и сам Чехов, который, как известно, не был дворянином в отличие от героинь «Трех сестер». И мы вдруг понимаем, что у этих героинь нет детей, нет семей, нет верности, нет веры, нет любви… И это ошеломляет, потому что сам Чехов видит их именно такими.
Есть и еще один важнейший аспект. Пьеса строится на воздействующем до мурашек приеме воспоминания. Воспоминания, которое не столько ставит своей целью воссоздание событий, фактов, отношений, сколько саму практику ВСПОМИНАНИЯ, способную фантастическим способом раскрывать личность вспоминающего. Это исследование сознания и подсознания. Это техника, которая неожиданно открывает для человека глубину и тайны его души, его совести. В ХХ веке искусство не раз обращалось к этой теме: Сальвадор Дали в живописи, Марсель Пруст в литературе. И вот эту практику мы осуществляем с большой артисткой Ириной Линдт, которая полностью открыта всей нашей команде, которая откровенно делится своими личными обстоятельствами. Важно, что с нами работает художник Алиса Меликова, с которой мы находимся на одной волне, в том числе и важных для нас воспоминаний. Два поколения артистов – Ирина в роли Наташи, ровесница своей героини и молодые артисты – ровесники героев Чехова. Мы вместе: тот, кто вспоминает и те, кого вспоминают.
Для того чтобы ввести зрителя в этот мир, чтобы заявить закон, по которому мы будем играть, мы придумали первую часть. Шесть молодых героев, современных, энергичных предлагают зрителям оглянуться в прошлое: посмотрите, как много там интересного, неожиданного. Хватит гоняться за мифическим будущим, которым были так увлечены чеховские герои.
И если мы все сделаем правильно, зрители примут этот закон. Погаснет свет, и мы погрузимся в состояние, которое французы называют entre rêve – между сном и реальностью. Чем на самом деле и является театральная мистерия.