На «Арт-платформе» в Новом Манеже прошла премьера
спектакля «Рыбий глаз»
Это новое театральное пространство из современных авангардных конструкций в
Георгиевском переулке активно осваивает молодежь. И в этот вечер тут случился
аншлаг. Потому как мистический детектив по пьесе Вячеслава Комкова, который
поставил режиссер и художественный руководитель московского театра
«Револьвер» Сергей Власов, интриговал сюжетом, местом и временем действия.
Перед нами лаконично проходит история одной как бы простой российской (почти
советской) семьи при очень непростых обстоятельствах далеких «лихих» 90-х годов,
времени, по мнению авторов спектакля, всеобщей нелюбви и враждебности.
Георгиевском переулке активно осваивает молодежь. И в этот вечер тут случился
аншлаг. Потому как мистический детектив по пьесе Вячеслава Комкова, который
поставил режиссер и художественный руководитель московского театра
«Револьвер» Сергей Власов, интриговал сюжетом, местом и временем действия.
Перед нами лаконично проходит история одной как бы простой российской (почти
советской) семьи при очень непростых обстоятельствах далеких «лихих» 90-х годов,
времени, по мнению авторов спектакля, всеобщей нелюбви и враждебности.
- Обращение драматурга к 90-м годам прошлого века, к одному из самых
драматичных эпизодов новой России в попытке исследования причин возникновения
зла, которое висит над миром, как немигающий рыбий глаз, на мой взгляд,
знаменательно и не случайно, - говорит Сергей Власов.
- Основной конфликт спектакля я сформулировал как «рыбий глаз или божественное
око». Конфликт этот раскрывается в обнаружении целого ряда подмен, которые, в
свою очередь, и являются основным механизмом действия бабы Доры,
олицетворяющей в пьесе древнее, как мир, зло.
Да, эта самая 90-летняя баба Дора, которую ярко, даже отважно играет Елена
Бобровская, появится в спектакле в расшитом зипуне с кошкой на плече как злобный
антипод Богородицы. Как олицетворение той дикой хтони суеверия и страха,
которыми полны до сих пустеющие российские деревни. Как тот самый «рыбий
глаз», который следит за всеми нами, и не только из тины дачного пруда. Не
случайно в свой почтенный возраст баба Дора выглядит лет на сорок, не больше...
Но о ее зловещей роли в истории мы узнаем не сразу. Сначала главный герой —
следователь Рудаков (Илья Быков) вспоминает обстоятельства одного странного
дела об исчезновении 11-летнего мальчика Юрки Вешнякова (Антон Бахтин). Его
память возвращает события 20-летней давности, когда он помог отыскать ребенка.
Бобровская, появится в спектакле в расшитом зипуне с кошкой на плече как злобный
антипод Богородицы. Как олицетворение той дикой хтони суеверия и страха,
которыми полны до сих пустеющие российские деревни. Как тот самый «рыбий
глаз», который следит за всеми нами, и не только из тины дачного пруда. Не
случайно в свой почтенный возраст баба Дора выглядит лет на сорок, не больше...
Но о ее зловещей роли в истории мы узнаем не сразу. Сначала главный герой —
следователь Рудаков (Илья Быков) вспоминает обстоятельства одного странного
дела об исчезновении 11-летнего мальчика Юрки Вешнякова (Антон Бахтин). Его
память возвращает события 20-летней давности, когда он помог отыскать ребенка.
Через его рассказ перед нами разворачивается тайная драма семьи Вешняковых, те
скелеты, которые спрятаны далеко в ее потайных шкафах. Любовь, ревность, обиды -
эти чувства подростков принимают достаточно экстремальные формы. Герой,
считающий, что мать (Дарья Кушнерова) больше любит его старшего брата Витьку,
не намерен с этим мириться. И тут-то выходит на сцену то самое «зло» в
неприглядном образе деревенской ведьмы и требует платить по счетам. Ребенок
оказывается заложником ситуации — ведь он появился на свет благодаря тому, что
когда-то колдунья спасла его брата очень дорогой ценой, на которую пошла его
мать.
Вслед за следователем Рудаковым мы распутываем этот клубок обид и претензий,
веры и суеверия. Причем взрослым артистам, играющим подростков в нелепых
штанишках, удается передать и радость юной бушующей энергии, и гормональный
фейверк, и накал нешуточного соперничества. В лаконичной форме, при
аскетичной сценографии, перед нами возникает еще одна толстовская версия о том,
как могут быть несчастливы семьи и так ли однозначна материнская любовь. А образ
камня, подвешенного как Дамоклов меч на головами героев, раскачивающегося, как
опасный маятник, иллюстрирует символически эту историю с явным библейским
подтекстом.
Камни, кстати, тут повсюду - как символ того, во что превращаются и хлеб, и
чувства людей. Героям предстоит сделать непростой выбор - кем пожертвовать по
требованию колдуньи - собой или братом. Но Каина тут не случилось, слава Богу -
нелепый очкарик Витька (Арсен Поляков) спасает ситуацию, сделав свой
жертвенный выбор. Не зря молилась бубушка (Дарья Турова), не зря вложила в руку
Юрке иконку с Георгием-Победоносцем.
Зло отступит, свет восторжествует. И все кончится хорошо, братья выживут и
обнимутся. А мистический детектив поднимется на наших глазах до притчи о
природе братской и материнской любви, о вере и доверии к Богу.
Наталья БОБРОВА
скелеты, которые спрятаны далеко в ее потайных шкафах. Любовь, ревность, обиды -
эти чувства подростков принимают достаточно экстремальные формы. Герой,
считающий, что мать (Дарья Кушнерова) больше любит его старшего брата Витьку,
не намерен с этим мириться. И тут-то выходит на сцену то самое «зло» в
неприглядном образе деревенской ведьмы и требует платить по счетам. Ребенок
оказывается заложником ситуации — ведь он появился на свет благодаря тому, что
когда-то колдунья спасла его брата очень дорогой ценой, на которую пошла его
мать.
Вслед за следователем Рудаковым мы распутываем этот клубок обид и претензий,
веры и суеверия. Причем взрослым артистам, играющим подростков в нелепых
штанишках, удается передать и радость юной бушующей энергии, и гормональный
фейверк, и накал нешуточного соперничества. В лаконичной форме, при
аскетичной сценографии, перед нами возникает еще одна толстовская версия о том,
как могут быть несчастливы семьи и так ли однозначна материнская любовь. А образ
камня, подвешенного как Дамоклов меч на головами героев, раскачивающегося, как
опасный маятник, иллюстрирует символически эту историю с явным библейским
подтекстом.
Камни, кстати, тут повсюду - как символ того, во что превращаются и хлеб, и
чувства людей. Героям предстоит сделать непростой выбор - кем пожертвовать по
требованию колдуньи - собой или братом. Но Каина тут не случилось, слава Богу -
нелепый очкарик Витька (Арсен Поляков) спасает ситуацию, сделав свой
жертвенный выбор. Не зря молилась бубушка (Дарья Турова), не зря вложила в руку
Юрке иконку с Георгием-Победоносцем.
Зло отступит, свет восторжествует. И все кончится хорошо, братья выживут и
обнимутся. А мистический детектив поднимется на наших глазах до притчи о
природе братской и материнской любви, о вере и доверии к Богу.
Наталья БОБРОВА