Первый Открытый российский фестиваль «Кино и музыка» завершился 5 ноября в Туле
Этот необычный музыкальный киносмотр, вдохновленный народной артисткой РФ Аллой Суриковой и ее командой, стал для области настоящим культурным прорывом..

В течение всей фестивальной недели в старинной Туле и Тульской области люди активно смотрели кино. Причем бесплатно. Причем в кинотеатрах, как и положено. Всего было показано более 60 фильмов. И помимо основной конкурсной программы, здесь были представлены внеконкурсные проекты, встречи и концерты. Они прошли повсюду, в больших и малых залах. А сами композиторы обсудили свои творческие вопросы на специальной конференции «Киномузыка. Проблемы и перспективы».
В минувший понедельник в тульском ГКЗ наконец подвели итоги. Причем оригинально. Торжественную церемонию, что называется, с огоньком, не банально, а вполне творчески провели известный музыкант и композитор, саксофонистка Вероника Кожухарова и спортивный комментатор остроумный Дмитрий Губерниев.
Сначала о почетных призах. Министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина вручила почетную награду «За яркий актёрский вклад в Киномузыку» Народному артисту РФ Игорю Скляру. Популярный артист был даже растроган и тут же спел знаменитую песню «о недельке в Комарове» и лирическую - о Петербурге.
Затем Президент Гильдии кинорежиссёров России, дважды Лауреат Государственной премии России Николай Лебедев («Звезда», «Легенда 17», «Экипаж-2», «Нюрнберг») вручил другую почетную премию – «За выдающийся вклад в Киномузыку» другому Народному артисту России, художественному руководителю Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, дирижеру Сергею Скрипке.
В минувший понедельник в тульском ГКЗ наконец подвели итоги. Причем оригинально. Торжественную церемонию, что называется, с огоньком, не банально, а вполне творчески провели известный музыкант и композитор, саксофонистка Вероника Кожухарова и спортивный комментатор остроумный Дмитрий Губерниев.
Сначала о почетных призах. Министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина вручила почетную награду «За яркий актёрский вклад в Киномузыку» Народному артисту РФ Игорю Скляру. Популярный артист был даже растроган и тут же спел знаменитую песню «о недельке в Комарове» и лирическую - о Петербурге.
Затем Президент Гильдии кинорежиссёров России, дважды Лауреат Государственной премии России Николай Лебедев («Звезда», «Легенда 17», «Экипаж-2», «Нюрнберг») вручил другую почетную премию – «За выдающийся вклад в Киномузыку» другому Народному артисту России, художественному руководителю Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, дирижеру Сергею Скрипке.

Знаменитый дирижер поблагодарил фестиваль за такую высокую оценку его труда и с горечью напомнил о том, сколько непрофессионалов приходят сейчас в музыку: «Эти люди зачастую даже не знают нотной грамоты!»
Но у Лебедева работали настоящие гении. Вроде Эдуарда Артемьева, о котором вспомнили в этот вечер. Специальный приз «За выдающуюся музыку к фильму «Нюрнберг» был присужден именно этому композитору, Народному артисту России, к сожалению, уже ушедшему из жизни. Награду получил его сын, Артемий Артемьев.
Но у Лебедева работали настоящие гении. Вроде Эдуарда Артемьева, о котором вспомнили в этот вечер. Специальный приз «За выдающуюся музыку к фильму «Нюрнберг» был присужден именно этому композитору, Народному артисту России, к сожалению, уже ушедшему из жизни. Награду получил его сын, Артемий Артемьев.

- Мне очень нравится, что память об Эдуарде Артемьеве сохранена, - сказал Николай Лебедев. - Он для меня живой. Очень здорово, что его помнят и его музыку слушают.
А вечер продолжался. Вероника Кожухарова порадовала зрителей своим невероятным «Либертанго» Пьяцолло на саксофоне. Дмитрий Губерниев неожиданно спел «дуэтом» с Андреем Мироновым - «Синема, синема...» Григорий Гладков, друг всех «пластилиновых ворон», подарил нам искрометное попурри. А Полина Лазарева, из знаменитой актерской династии, напомнила своим бархатным сопрано о вечной любви…
Полина, кстати, представила на фестивале и свой режиссёрский дебют - фильм «Чайка» с Юрием Быковым в главной роли (по сюжету его героя, холостяка-писателя, никак не могут поделить две дамы). И она получила специальный приз Президента фестиваля Аллы Суриковой «За яркий дебют».
Полина, кстати, представила на фестивале и свой режиссёрский дебют - фильм «Чайка» с Юрием Быковым в главной роли (по сюжету его героя, холостяка-писателя, никак не могут поделить две дамы). И она получила специальный приз Президента фестиваля Аллы Суриковой «За яркий дебют».
- Да, я обязательно на всех фестивалях вручаю свой специальный приз за дебют, - сказала Алла Сурикова. - И в этом году я вручаю этот приз замечательной, красивой, умной талантливой ученице Высших режиссёрских курсов имени Георгия Данелии - Полине Лазаревой!
Главные награды распределились так.
Жюри под руководством замечательного Алексея Шелыгина наградило композитора Юрий Потеенко за музыку к историческому фильму «Хитровка. Знак четырех» (режиссер Карен Шахназаров).
Композитор Артем Васильев был отмечен наградой за музыку к доброму детскому фильму «Мухадракон».
Оценили члены жюри и эксперимент Святослава Подгаевского, снявшего картину «Подростки. Первая любовь». Его энергичное действие происходит в лихие 90-е годы. Фильм был отмечен призом «За режиссерскую работу и эксперимент в жанре музыкального фильма». А музыку к нему написал DJ Грув.
«Лучшей музыкальной мелодрамой» стала лента Ильи Маланина «Ненормальный» о том, что музыка иногда лечит.
Наконец, Гран-при. Председатель жюри Алексей Шелыгин признался, что решение это было единогласным. Споров в жюри не было. Эта самая важная награда досталась молодому и еще не известному композитору и музыканту Кириллу Белоруссову, написавшему музыку к фильму Михаила Местецкого «Год рождения». Кстати, оба они музыканты, играющие в одной группе. А фильм их - шокирующая история из жизни российского провинциального андеграунда 90-х годов. О том, куда могут завести молодых людей необузданные фантазии и стремление создать кумира. Приз композитору вручил председатель жюри, высоко оценивший картину, в которой реальность выглядит достаточно сюрреалистично.
- Это просто настоящий прорыв для меня, - сказал Алексей Шелыгин, обращаясь к режиссеру и композитору. - И не только для меня, а для всех моих коллег. Я считаю, что вы должны эту энергию - яркость, неожиданность, страстность - сохранить дальше, не понижать планку. Продолжайте гореть, творить, сохраняйте в себе этот порыв. На что похоже это ваше кино, спросят меня зрители? Ни на что не похоже, отвечу. Смотрите и думайте сами...
И режиссер, и композитор пообещали и впредь не обмануть ожиданий...
Наталья БОБРОВА
Жюри под руководством замечательного Алексея Шелыгина наградило композитора Юрий Потеенко за музыку к историческому фильму «Хитровка. Знак четырех» (режиссер Карен Шахназаров).
Композитор Артем Васильев был отмечен наградой за музыку к доброму детскому фильму «Мухадракон».
Оценили члены жюри и эксперимент Святослава Подгаевского, снявшего картину «Подростки. Первая любовь». Его энергичное действие происходит в лихие 90-е годы. Фильм был отмечен призом «За режиссерскую работу и эксперимент в жанре музыкального фильма». А музыку к нему написал DJ Грув.
«Лучшей музыкальной мелодрамой» стала лента Ильи Маланина «Ненормальный» о том, что музыка иногда лечит.
Наконец, Гран-при. Председатель жюри Алексей Шелыгин признался, что решение это было единогласным. Споров в жюри не было. Эта самая важная награда досталась молодому и еще не известному композитору и музыканту Кириллу Белоруссову, написавшему музыку к фильму Михаила Местецкого «Год рождения». Кстати, оба они музыканты, играющие в одной группе. А фильм их - шокирующая история из жизни российского провинциального андеграунда 90-х годов. О том, куда могут завести молодых людей необузданные фантазии и стремление создать кумира. Приз композитору вручил председатель жюри, высоко оценивший картину, в которой реальность выглядит достаточно сюрреалистично.
- Это просто настоящий прорыв для меня, - сказал Алексей Шелыгин, обращаясь к режиссеру и композитору. - И не только для меня, а для всех моих коллег. Я считаю, что вы должны эту энергию - яркость, неожиданность, страстность - сохранить дальше, не понижать планку. Продолжайте гореть, творить, сохраняйте в себе этот порыв. На что похоже это ваше кино, спросят меня зрители? Ни на что не похоже, отвечу. Смотрите и думайте сами...
И режиссер, и композитор пообещали и впредь не обмануть ожиданий...
Наталья БОБРОВА
