— Речь — это первое, что необходимо артисту, — объясняла Валентина Илларионовна. — Я много лет занималась сценической речью и научилась так декламировать текст, что в результате ко мне даже дикторы на телевидении подходили и говорили: «Какая у вас хорошая речь». Плохая речь значит, что человек неинтеллигентный. Это, извините, «базар с семечками» … А хорошая речь — это уже профессия: когда речь неторопливая, когда все буквы выговариваешь, слова не проглатываешь, тогда можно и браться за роль. Приступать к тексту и искать там секреты. Скажу откровенно, сколько играю в спектакле «Волки и овцы», столько и «докапываюсь» до сути своей роли. Когда профессия достается дорого, ты ею дорожишь, поэтому всю жизнь стараешься в ней расти.
— Страхи были всегда, — поделилась Валентина Илларионовна. — И даже сейчас страх меня не покинул. Вот, например, я играю в спектакле «Пиковая дама» старую графиню. Но, прежде чем приступить к роли, все время себя ругала: «Валя, куда ты лезешь…». Боялась, что не справлюсь…
— Удача для артиста очень важна, — откровенно призналась Валентина Илларионовна. — Огромная удача для актера — встретить своего режиссера. Да и вообще для актера счастливый случай невероятно важен. Для меня, например, таким случаем стал Эльдар Рязанов. Поначалу он меня несильно принимал. А потом, когда понял, что я справляюсь с любой, даже самой сложной поставленной передо мной задачей, начал приглашать в другие проекты. Но, прежде чем поймать эту удачу за хвост, артисту надо быть большим трудягой, не думать о красоте и славе, а работать, работать. Роль надо почувствовать только нутром. Я, например, работаю над ролью до момента, пока не стану мокрой. Это методика режиссера Романа Виктюка. Он говорил, что у каждого образа есть не одно дно, а целых девять: первое, второе, третье… И надо все заполнить и не думать, как ты в этот момент выглядишь перед зрителем. А зритель — он как собака, он все чувствует, его не обманешь.
— Всегда любите актеров, всегда хвалите актеров. Если ты будешь хвалить актера, то он все сделает. А если ругать — он замкнется и от него ничего не добьешься. Не надо критиковать.
— Вообще не обращаю на нее внимания, отношусь к критике спокойно. И к похвалам отношусь тоже ровно. Вначале дорожила хвалебными рецензиями в свой адрес, сохраняла статьи, вырезки из газет, а потом, когда накопилась целая коробка, все отправила в Российский государственный архив литературы и искусства. Пусть там читают. Поэтому повторюсь: не думайте о славе, работайте над собой, все время учитесь чему-то новому. Я училась в театре у каждого человека, у знаменитых и у незнаменитых. Все, что они говорили, все время переваривала, а потом закладывала в свою душу. Сколько вложишь, столько и получишь обратно. Я и сейчас учусь. Когда вижу талантливого человека, то учусь у него. А вам если что-то пришлось по душе из моих рассказов, то возьмите себе на заметку — пригодится.
— Возраст не причина, чтобы не иметь ролей. Возраст ни при чем. Меня никогда не волновал мой возраст. Можно быть молодым человеком, а в душе — старым. А можно быть старым, но оставаться молодым. Главное — то, что внутри тебя.
— Почему была? Она и сейчас продолжается. Приходите на мои спектакли!