Новости

Темина Туаева. В Осетии связь поколения — это явление, которое впиталось в нашу плоть и кровь.

В Новороссийске завершился фестиваль патриотического кино «Малая Земля», который стал настоящим культурным событием в Краснодарском крае.

Фестиваль прошел при поддержке Администрации муниципального образования город Новороссийск и Министерства культуры Краснодарского края. Продюсером фестиваля выступил Сергей Новожилов.
Кинофестиваль подарил зрителю возможность познакомиться с новыми художественными, короткометражными, документальными работами. Документальной ленте «50 лет одиночества» был вручен специальный приз кинофестиваля «За уважение к личности и уважение к старости». Картину снял режиссер Максим Самарин, продюсером картины выступила заслуженный деятель искусств России Темина Туаева.
- Темина Давидовна, почему вы выбрали для своей картины такого странного героя, человека, которых всю жизнь одиноко прожил в горах? Честно говоря, не все зрители поняли образ жизни вашего горца….
Во-первых, мне эта тема показалось оригинальной. К слову сказать, в последнее время с режиссером Максимом Самариным снимаем фильмы действительно с необычными героями. Например, у нас вышла картина «Абхазские негры». Это история о том, что в Абхазии было три села, в которых проживали негры, идентифицирующиеся, как абхазцы. Для всего Кавказа является загадкой, как они туда попали. Эти люди носили абхазскую одежду, говорили на абхазском языке, к ним даже в селение после революции приезжал Максим Горький, его этот феномен тоже заинтересовал, а также знаменитый американский певец, негр, Поль Робсон. Следующий фильм «Малая родина». Героем нашей истории стал француз, который «превратился» в осетина. У нас в республике была миссия ООН, он там работал. После того как миссию убрали, он, полюбив Осетию, решил остаться в республике. 15 лет добивался российского гражданства и возможности поселиться в Осетии. Для всех была загадка, что француз делает в Осетии, и несмотря на то, что в нем не было ни капли осетинской крови, наша земля стала его «малой родиной».

Еще герой нашего очередного фильма – по национальности латыш, он основал лесной техникум и преподаёт в нём уже 60 лет. Вот две яркие личности, которые обрели вторую родину в Осетии, и это говорит о привлекательности нашего края для людей высококультурных и интеллигентных. Но герой из фильма «50 лет одиночества» действительно уникальный, у нас нет такого прецедента, чтобы человек практически всю жизнь одиноко прожил в горах. Есть, конечно, когда в горах живут селами, семьями, то есть не по одному, но так, чтобы человек остался на всю жизнь один, посреди гор – такого нет.

- В фильме показано, как животные, с которыми он живет, - кошки, собаки, лошади, овцы понимают человека. И очень сильный эпизод, когда он плакал над теленком, которого заставили убить. Девиз, прозвучавший в картине: «Я не убиваю» - мне кажется, что это самый важный посыл.

Это частое явление в Осетии, у нас очень любят животных. Наш герой, конечно, питался мясом, но его основной едой были хлеб, зелень, молоко, мед, и мы специально ушли от темы шашлыков, то, что традиционно привыкли видеть в фильмах о горцах. Я, например, также не приветствую ленты, где показывают подобное «кавказское гостеприимство», в них сняты кадры убийства животных, разделка туши, а потом застолье, шашлыки, вино, философские разговоры на «вечные темы» после убийства живых существ. На мой взгляд это дискредитация кавказской культуры. Мне кажется, что наоборот надо показывать гуманизм людей, которые любят животных, не хотят их убивать, поэтому тема шашлыков — это штамп.



- Председатель жюри документальных фильмов А. В. Ильин после фильма сказал, что тема, которую подняли в фильме очень важна. Это тема ответственности перед молодежью.

В Осетии связь поколения — это явление, которое впиталось в нашу плоть и кровь. У нас настолько ответственный народ, что не скрою для многих странно такое уважение и почитание старших. Но для горцев это норма, у осетин не принято бросать стариков. А есть народы, например, японцы с их жестокими законами, когда родителей вывозят в горы и обрекают на смерть. Посмотрите фильм «Легенда о Нараяме», в нем все предельно ясно.

- Еще, вызывает некоторое разночтение ситуация, когда показывают такие достойные одинокие мужские судьбы, а многие девушки жалуются, что не могут найти хороших мужчин. Почему эти мужчины их не замечают?

Надо понимать осетинский характер, который не всегда соответствует ритму современной жизни, где все пронизано меркантильностью и жаждой наживы. Что касается осетинских женщин, почему они одиноки, и не могут найти себе партнера, то их порой обвиняют в асексуальности. Осетинки — это стоики.

И потом женщины-осетинки очень требовательные, это тоже «минус», с кем попало она не свяжет свою судьбу. Осетинка от мужчины, как от главы семьи ждет ответственности, стойкости к вызовам современного, агрессивного внешнего социума. Посмотрите, как социум постоянно давит на мужскую психику - надо то, надо это. Как такое давление выдержать? А мужчине, особенно молодому сегодня надо просто выжить… Молодым сейчас очень тяжело, образование стоит дорого, работу достойную найти сложно, а чтобы сделать карьеру порой бывает так, что приходится переступить через себя... А девушки плохо устроенных парней, не хотят терпеть, считая их неудачниками.

- Поэтому очень жаль, что никто из местных девушек не захотел связать судьбу с вашими героями, и с пожилым стариком, и с его молодым племенником, одиноко живущими в горах.

За них не стоит переживать, они совершенно самодостаточные мужчины, не страдающие от одиночества. Они живут полной, насыщенной жизнью. Надо понимать, что на Кавказе совершенно другой менталитет, нежели в России, где, например, если ты одинок, то 100 процентов одинок. Чаще всего пожилой человек никому не нужен, ни социуму, ни семье. Он может лежать неделями умерший в своей постели, и его случайно кто-то обнаружит из посторонних. У нас, как правило люди не бывают одиноки, кавказцы всегда в диалоге со своими родственниками. Мы постоянно созваниваемся, контролируем друг друга, - взрослые молодых, молодые взрослых. У нас принято собирать всех родственников и дальних, и ближних на свадьбы, похороны, общие праздники. Порой в дом съезжается огромное количество тетушек, бабушек, племянников, и со всеми принято вести себя уважительно.

И если, например, в России человек поднялся, заработал деньги, и стал свысока относится к своим собратья, то на Кавказе какой бы ты не был богатый, ты приходишь на общие праздники и ведешь себя как полагается. Тебе никто не позволит вести себя развязно или распущенно. Другое дело, в силу своего характера этот богатый человек не будет никому помогать, но вести он себя будет так, как положено. Древние традиции и устои наша молодежь норовит нарушить, и жить более расслабленной жизнью, но старшие с этим борются жёстко.

- С одной стороны человека, который обрек себя на одиночество в горах очень жалко, а с другой стороны, вы очень убедительно показали, в каком раю на земле человек может жить в согласии с собой и природой.

Жить одиноко в горах – это его личный выбор. Это говорит о предельной чистоплотности человека, который в свое время оступился, и чтобы смыть позор, навсегда ушел от людей. Многие наши соотечественники, например, не могут уехать из Осетии, потому что не могут бросить своих пожилых родственников. Может быть, где там за границей они заработали бы много денег, утроились бы более успешно, но они не могут по-другому и это их выбор.

Что касается нашего героя, мы хотели рассказать о том, как он счастлив, окружив себя горами, природой, собаками, кошками, пчелами, лошадьми. Фильм – это попытка приоткрыть дверь в Эдем. Вероятнее всего душа этого человека пришла на землю в последний раз, он полностью выполнил свое предназначение, и показал людям, в каком раю может жить человек, общаясь с Богом. Усмирив свои страсти и обиды, он нашел божественное начало в горах, тем самым закончив свою миссию на земле.

- Когда завершится СВО и будет новый приток неординарных героев, как думаете надо будет снимать их сразу, или потребуется время для осмысления?

Это все будет зависеть от темы. Если режиссер захочет провести какой-то анализ, то с анализом проще, потому что это каждый день делается по телевидению, причем на высоком уровне. Скажем так, взгляд на близком расстоянии, а вот дальше уже должно пройти какое-то время. Но у всех режиссёров будет по-разному.

Я, например, уже сейчас подаю заявку и на эту тему с режиссером Максимом Самариным планирую снимать документальный фильм. Он будет называться «Просто Леночка». Фильм о женщине Елене Базаевой, которая вышла замуж за осетина и возглавила осетинскую диаспору на Донбассе. Мы должны рассказать о поступках, которые характеризуют этого человека, и снимать фильм, надо сейчас, не откладывая в «долгий ящик».
- Печально, что снимаются такие великолепные документальные фильмы, а европейская аудитория закрывает для них двери…

Двери уже закрыли и этот факт надо принять. Но вы ответьте мне на такой вопрос, а в Якутии или на Алтае хорошо знают осетинское кино? Или москвичи и питерцы хорошо ли знакомы с нашими работами? Я сейчас говорю именно об осетинской документалистике. У нас у самих «поле непаханое», дай Бог сил и возможности познакомить с нашим кино российского зрителя.



Анжела Якубовская
Made on
Tilda