Виктор Добронравов сыграл неудобного человека
Заслуженный артист РФ Виктор Добронравов в этом году отметил профессиональный юбилей — на сцене Государственного Академического театра им. Вахтангова он без малого 20 лет!
Артист окончил Щукинское театральное училище в 2004 году, в том же году был принят в театр и сегодня является одним из самых популярных и востребованных актеров своего поколения.
К слову сказать, всю артистическую семью Добронравовых — Фёдора, Виктора и Ивана можно назвать тем редким примером в искусстве, когда каждый талантлив и хорош по-своему. Злые языки говорят, что природа на детях знаменитостей отдыхает, это справедливое утверждение в большинстве случаев.
Но вот именно семья Добронравовых, счастливое исключение. Есть мнение, что сыновья Виктор и Иван в чём-то даже талантливее своего отца. Хотя у Фёдора Добронравова миллионы поклонников и его присутствие в проекте — это некий знак качества. Его старшего сына Виктора можно назвать гениальным, он всегда настолько разнопланов, что порой бывает совершено, неузнаваем от роли к роли.
В кино актёр дебютировал в 1998 году с ролью в фильме "Сочинение ко дню Победы", и уже тогда, много лет назад, было заметно, что в кинематографе родилась новая звезда.
Виктор Добронравов может сыграть всех: и коварных злодеев, трогательных романтиков, и отважных военных. Ещё в нем заложен, и это часто прорывается на съемочной площадке, и на сцене — искрящийся и наследственный дар комического актера.
Но то, какой неистовый образ Вольфганга Амадея Моцарта создал Добронравов в постановке "Амадей" — не поддаётся никакому описанию. Это и бурлеск, и эксцентрика, и сокрушительная драма.
Недавно Виктор Добронравов побывал в городе Благовещенске. В рамках Международного фестиваля театра и кино "Амурская осень" вахтанговцы показали спектакль "Амадей".
Организаторами фестиваля выступили правительство Амурской области и ООО "Год кино" при поддержке Министерства культуры России. Продюсер фестиваля — Сергей Новожилов.
Надо сразу сказать, что билеты на спектакль "Амадей" были раскуплены давно. Этот спектакль ждали с нетерпением, до сих пор ничто не работает лучше, чем "сарафанное радио". Люди говорили о спектакле в магазинах, в транспорте, прогуливаясь на набережной Амура. "Амадей" стал сенсацией и подарком для благовещенцев. Поэтому в Благоговещенске его показали целых три раза. И все три раза полный аншлаг, и даже приставные стулья. А это при огромной театральной конкуренции явление редкое. Потому что "Амадей" — настоящее культурное открытие, которое пропустить — "преступление"….
К слову сказать, всю артистическую семью Добронравовых — Фёдора, Виктора и Ивана можно назвать тем редким примером в искусстве, когда каждый талантлив и хорош по-своему. Злые языки говорят, что природа на детях знаменитостей отдыхает, это справедливое утверждение в большинстве случаев.
Но вот именно семья Добронравовых, счастливое исключение. Есть мнение, что сыновья Виктор и Иван в чём-то даже талантливее своего отца. Хотя у Фёдора Добронравова миллионы поклонников и его присутствие в проекте — это некий знак качества. Его старшего сына Виктора можно назвать гениальным, он всегда настолько разнопланов, что порой бывает совершено, неузнаваем от роли к роли.
В кино актёр дебютировал в 1998 году с ролью в фильме "Сочинение ко дню Победы", и уже тогда, много лет назад, было заметно, что в кинематографе родилась новая звезда.
Виктор Добронравов может сыграть всех: и коварных злодеев, трогательных романтиков, и отважных военных. Ещё в нем заложен, и это часто прорывается на съемочной площадке, и на сцене — искрящийся и наследственный дар комического актера.
Но то, какой неистовый образ Вольфганга Амадея Моцарта создал Добронравов в постановке "Амадей" — не поддаётся никакому описанию. Это и бурлеск, и эксцентрика, и сокрушительная драма.
Недавно Виктор Добронравов побывал в городе Благовещенске. В рамках Международного фестиваля театра и кино "Амурская осень" вахтанговцы показали спектакль "Амадей".
Организаторами фестиваля выступили правительство Амурской области и ООО "Год кино" при поддержке Министерства культуры России. Продюсер фестиваля — Сергей Новожилов.
Надо сразу сказать, что билеты на спектакль "Амадей" были раскуплены давно. Этот спектакль ждали с нетерпением, до сих пор ничто не работает лучше, чем "сарафанное радио". Люди говорили о спектакле в магазинах, в транспорте, прогуливаясь на набережной Амура. "Амадей" стал сенсацией и подарком для благовещенцев. Поэтому в Благоговещенске его показали целых три раза. И все три раза полный аншлаг, и даже приставные стулья. А это при огромной театральной конкуренции явление редкое. Потому что "Амадей" — настоящее культурное открытие, которое пропустить — "преступление"….
Моцарта сыграл блестяще
В спектакли заняты актёры Алексей Гуськов, Валерий Ушаков, Елизавета Крамзина, Каролина Койа и другие. Режиссёр постановки Анатолий Шульев.
Виктор Добронравов исполнил роль Моцарта. И как исполнил…
Здесь невозможно отвлечься ни на минуту. Здесь нет пустот, вакуума, как порой случается в других постановках. Спектакль "заполнен" страстью до краев… Звук, музыка, свет, декорации, актёрская игра, играющий реквизит. Но не это главное. Драматическая история донесена до зрителя через бурлеск, через комические приёмы. А в итоге мы, зрители, получаем боль и страдание главного героя, его ярость от нищеты и беспомощности. Но это так весело…
В чём же секрет?
"Мы с режиссером пошли через пластический рисунок, — делится секретом Виктор Добронравов. — Анатолий Шульев мне сказал: "Понимаешь, сейчас такое время, когда уже никого не удивишь. Ну, вынесем мы на сцену рояль. Ну, сыграешь ты какую-то вещь…"
Поэтому мы пошли по пути музыки. В самом Моцарте, она в нём, он ею наполнен. Наполнение таким рисунком мне показалось, что это что-то новое. И через этот ключ я строил роль неудобного человека".

Первый акт открывает композитор Сальери. Его играет Алексей Гуськов. Он пытается рассказать зрителям свою версию событий. Он пытается оправдаться в глазах потомков…
Сальери старательно "очищает" свою душу от "застарелой копоти" зависти к гению, которая покрыла его с ног до головы …
Еще в юности Сальери дал обет Богу служить только музыке, лишив себя всяческих мирских благ, развлечения, любви.
И, казалось бы, дело пошло. Вот уже и успех, и почести, и деньги, и он влиятельный придворный капельмейстер.
Но тут появляется этот выскочка. Этот гений, этот скабрезник Моцарт, которому всё даётся легко, играючи.
Сальери старательно "очищает" свою душу от "застарелой копоти" зависти к гению, которая покрыла его с ног до головы …
Еще в юности Сальери дал обет Богу служить только музыке, лишив себя всяческих мирских благ, развлечения, любви.
И, казалось бы, дело пошло. Вот уже и успех, и почести, и деньги, и он влиятельный придворный капельмейстер.
Но тут появляется этот выскочка. Этот гений, этот скабрезник Моцарт, которому всё даётся легко, играючи.
Не выдержав такой несправедливости, Сальери отчаянно кричит Богу в небеса: "Договор надо соблюдать! Я соблюдаю. Соблюдай и ты, Господи!"
Но Бог уже не слышит посредственного музыканта. Словно из рога изобилия он сыплет Вольфгангу ноты гениальной музыки. Музыки, которой суждено обрести бессмертие.

Тут и "Волшебная флейта", и "Свадьба Фигаро", и "Дон Жуан", и "Похищение из сераля", и бесконечно удивительные по звучанию симфонии. Отрывки музыки в спектакле зритель слышит…
А Сальери раздражённо кричит: "Это случайность! Такая удача может выпасть на долю любого музыканта! Это пройдёт. Его слава лопнет как мыльный пузырь!"
И тут же после этих слов звучит опять новое. Написанное Моцартом.
Сальери взбешен: "Я думал, что после "Волшебной флейты" он ничего подобного не напишет. И вот, пожалуйста — "Дон Жуан"!
Сальери почти на грани безумия.
Как тут не сойти с ума, когда Моцарт пишет словно дышит, и всё гениально…
А ещё его любят женщины, а ещё он весел, беззаботен, игрив.
Добронравов сыплет импровизациями. В спектакле есть отличный трюк — артист берёт кий и подряд выбивает шарами четыре бутылки, и так метко, что зал взрывается аплодисментами. Это не лишнее. А всё для того, чтобы показать, насколько его герой жизнелюбив… Он не старый скряга, корпящий над нотами. Моцарт — символ жизни. Жизни короткой. Но яркой и неординарной.
Финал истории буквально рвёт зрителям душу. Посредственности всё-таки "сжирают" гения. Эта "серость" от музыки, его уничтожили, растоптали, похоронив в общей могиле. И кстати, сегодня даже нет могилы гениального композитора, чтобы положить цветы. А вот музыка его живёт, и будет жить столько, сколько будет восходить солнце над этим миром. Назло всем бездарям…
В финале истории Сальери, понимая свою роковую ошибку, скорбно сообщает зрителям:
Как тут не сойти с ума, когда Моцарт пишет словно дышит, и всё гениально…
А ещё его любят женщины, а ещё он весел, беззаботен, игрив.
Добронравов сыплет импровизациями. В спектакле есть отличный трюк — артист берёт кий и подряд выбивает шарами четыре бутылки, и так метко, что зал взрывается аплодисментами. Это не лишнее. А всё для того, чтобы показать, насколько его герой жизнелюбив… Он не старый скряга, корпящий над нотами. Моцарт — символ жизни. Жизни короткой. Но яркой и неординарной.
Финал истории буквально рвёт зрителям душу. Посредственности всё-таки "сжирают" гения. Эта "серость" от музыки, его уничтожили, растоптали, похоронив в общей могиле. И кстати, сегодня даже нет могилы гениального композитора, чтобы положить цветы. А вот музыка его живёт, и будет жить столько, сколько будет восходить солнце над этим миром. Назло всем бездарям…
В финале истории Сальери, понимая свою роковую ошибку, скорбно сообщает зрителям:
"Посредственностью быть не страшно. Страшно не прожить свою жизнь".
Безусловно, зритель испытает сочувствие и к Сальери. Несмотря на то, что он приложил руку к гибели гения его терзают, мучают угрызения совести. Обращение к зрителю за сочувствием — работает. Вообще это любимый приём вахтанговского театра, проникновенный разговор со зрителем, который делает героев еще более близкими и понятными. А историю запоминающейся.
Поэтому постановку и работу артистов хочется только хвалить.
Реакция на критиков и похвала от мэтра
Но бывают, конечно, и каверзные исключения. Бывает, что несправедливо артистов критикуют. Вот что по поводу критики говорит Виктор Добронравов:
"Один большой критик сказал однажды одну мысль, которая перевернула мое отношение к профессии критика. Он сказал: "Почему все решили, что работа критика — это объективная оценка? Это моя субъективная оценка, лично моя. Вот я пришёл и оценил"…
Проблема в том, что есть профессиональный человек, мнению, которого ты доверяешь, и этот человек с большой букв "К". Критик! И это не значит, что он должен всё хвалить или разносить
Это значит, что ты мнению этого человека доверяешь. И всё равно один человек говорит своё субъективное мнение. Весь вопрос, кому доверять. У меня есть люди, кому я доверяю, и люди, к мнению которых я прислушиваюсь. Ранит критика? Для кого-то это как слону дробина, их не трогает критика. А я конечно реагирую.
Есть список профессионалов, моих партнеров, к которым грех не прислушаться. Когда человек подойдёт и скажет: "Вот здесь вот так, а здесь вот так". И я соглашаюсь. У меня раньше были социальные сети, и я там прочитал о себе отзыв, о роли царя Эдипа, какой-то девушки: "Ну Добронравов меня не впечатлил"…
Ну пожалуйста, я не должен был её впечатлять. Я играю в постановке режиссёра, и делаю то, что должен.
Ну пожалуйста, я не должен был её впечатлять. Я играю в постановке режиссёра, и делаю то, что должен.
Но однажды после спектакля "Царь Эдип" открываю гримёрку, а там стоит Юрский. Я ему протягиваю руку, а он меня сгребает в охапку и говорит: "Милый, дорогой, какая работа!"
Вот это для меня оценка. Оценка человека, которому можно доверять, который сделал и в кино, и в театре грандиозные вещи. Даже если бы он подошел и сказал: "Дорогой, это плохо, надо что-то менять, я бы, конечно, расстроился, и мне было бы тяжело это принять, но я бы принял.
Это к вопросу, к кому прислушиваться. Естественно, я прислушиваюсь к своему папе, потому что он большой профессионал".
После этих слов понятно, что Виктор Добронравов ранимый человек, и критика будь то объективная или необъективная все равно ранит. Видно, что "толстокожесть" — не семейная черта. Добронравовых часто критикуют, достаётся и брату Ивану (об этом можно прочитать в интернете).
Но скорее всего, это банальная зависть. Так что будем завидовать молча…
Сегодня Виктора Добронравова пытаются заполучить многие режиссеры, у него огромное количество кинопроектов.
В театре он занят во многих спектаклях.
Но для себя артист давно расставил приоритеты, сказав, что только совсем глупый человек станет мерить деньгами свою работу. Для себя он сделал выбор — только самые интересные проекты у самых лучших режиссеров… Чтобы не повториться, чтобы изумить, чтобы ошеломить. Виктору Добронравову это удаётся.
Но скорее всего, это банальная зависть. Так что будем завидовать молча…
Сегодня Виктора Добронравова пытаются заполучить многие режиссеры, у него огромное количество кинопроектов.
В театре он занят во многих спектаклях.
Но для себя артист давно расставил приоритеты, сказав, что только совсем глупый человек станет мерить деньгами свою работу. Для себя он сделал выбор — только самые интересные проекты у самых лучших режиссеров… Чтобы не повториться, чтобы изумить, чтобы ошеломить. Виктору Добронравову это удаётся.
Уточнения
Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, МФА МФА: ; полное имя — Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амаде́й Мо́царт; 27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор и музыкант-виртуоз.
Ви́ктор Фёдорович Добронра́вов (род. 8 марта 1983, Таганрог, Ростовская область, СССР) — российский актёр театра и кино, певец и музыкант, лидер музыкальной группы «Ковёр-квартет». Заслуженный артист Российской Федерации (2018).