В МОСКВЕ ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА К 100-ЛЕТИЮ СЕРГЕЯ ПАРАДЖАНОВА
23 мая в Литературном музее им. Даля на Зубовском бульваре открылась выставка «Сергей Параджанов. Вечный полёт», которая продлится до 27 октября.
Выставочный проект к 100-летию со дня рождения Сергея Параджанова Музей Даля подготовил совместно с Музеем кино. На открытии выступили директор музея Дмитрий Бак, киновед Наум Клейман, куратор выставки Ольга Залиева, фотограф Валерий Плотников, директор Музея кино Лариса Баженова и другие гости и участники события.
«Это удивительная фигура не только потому, что он сам по себе гениален, но ведь он и нас тоже возвышает до себя, настолько, насколько мы способны подняться на его уровень, – сказал на открытии выставки историк кино Наум Клейман. – Это поразительное качество Параджанова, который продолжал, как дети, верить, что существуют волшебники, потому что сам был таким. Он всё преображал, что бы ни попадало к нему в руки. Мы знаем по сказкам, что волшебники могут взять камень и превратить его в хлеб или в бриллиант. Таким был и Параджанов, он мог сделать из камня – хлеб или бриллиант, смотря что ему было нужно в данный момент. Для меня не случайно, что Параджанов – в Литературном музее обрел то место, где празднуется его столетие. Он, прежде всего, преображал жизнь, но он еще преображал и литературу. В отличии от многих киношников, которые относятся к ней, я бы сказал, потребительски, эксплуатируют сюжет, характеры, приспосабливая под экран. Параджанов делал противоположное – он вдруг раскрывал дух этой литературы, неважно была ли это украинская литература, как в фильме «Тени забытых предков» или грузинская, как в «Легенде о Сурамской крепости», или армянская – в «Саят-Нове», или азербайджанская. Знаю, как он однажды сказал: «Может, на этом фильме помирятся, наконец, три наших закавказских народа». «Ашик-Кериб» – это его фильм удивительный! Это явление Лермонтова в совершенно неожиданном для нас ключе. Параджанов каждый раз преподносил нам сюрпризы. Это человек, который непрерывно удивлял. И я хотел бы, чтоб мы оставались верны его памяти и не переставали удивляться, продолжать верить в то, что волшебники существуют».
Уникальные фото режиссера и художника, сделанные мастерами советской фотографии Виктором Баженовым, Юрием Мечитовым, Валерием Плотниковым и Юрием Ростом, стали одними из важнейших экспонатов выставки наряду с работами самого Параджанова.
«Мы хотели бы подарить зрителям выставки волшебную, феерическую атмосферу «вечного праздника», который создавал своим творчеством и самим своим существованием Сергей Параджанов», – сказала куратор выставки Ольга Залиева.
На выставке представлены коллажи Сергея Параджанова, его живопись и графика, а также национальные костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, архивные материалы – фотографии, творческие автографы, документы. Дополняют экспозицию отрывки из лучших кинофильмов мастера: «Цвет граната», «Легенда о Сурамской крепости», «Ашик-Кериб».
Особый раздел экспозиции составили картины, коллажи, арт-объекты, выполненные Георгием Параджановым, Анной Параджановой, Рустамом Хамдамовым, Татьяной Данильянц, Анатолием Рябошенко, Никой Мурадовой, в качестве оммажа выдающемуся Мастеру.
Особый раздел экспозиции составили картины, коллажи, арт-объекты, выполненные Георгием Параджановым, Анной Параджановой, Рустамом Хамдамовым, Татьяной Данильянц, Анатолием Рябошенко, Никой Мурадовой, в качестве оммажа выдающемуся Мастеру.
«Сергей Параджанов – важнейшая фигура в истории не только отечественного, но и мирового кино, – отмечают создатели экспозиции. – Он впитал в себя многие культуры, сделав их составной и неотъемлемой частью своей собственной. Поиски и находки режиссера в обновлении киноязыка оказали большое влияние на многонациональный советский кинематограф, где во многом под его воздействием формировалось «поэтическое кино». Произведения Параджанова-режиссера неразрывно связаны с работами Параджанова-художника, автора многочисленных картин и рисунков, коллажей и ассамбляжей, мозаик и инсталляций, скульптур и арт-объектов. Он делал искусство буквально из всего на свете – в том числе и из собственной жизни, повседневного общения с друзьями, созданной им самим бытовой среды».