Андрей Арчаков – российский режиссер, сценарист, актер озвучания и дубляжа. Казалось бы, перечисленные профессии не должны вызывать удивления, сейчас много подобных специалистов, но нюанс состоит в том, что свой первый художественный исторический фильм «Екатерина II» Андрей снял, когда ему было всего 13 лет. Фильму вручили награды на разных фестивалях, он прошел в прокате. Затем последовал следующий фильм – «Первая на русском троне» о царевне Софье. И темы, которые берутся для воплощения и качество работ, вызывают восхищение молодым талантливым парнем.
Недавно Андрей Арчаков представил свой фильм на Международном кинофестивале «Антарес», который прошел в Сочи. Участниками и гостями фестиваля стали известные кинематографисты, театральные и общественные деятели из разных стран мира. В конкурсных программах были заявлены 50 фильмов из 29 стран.
Президент фестиваля – президент ассоциации «Безопасность и качество» Александр Халимовский. Художественный руководитель фестиваля – продюсер Сергей Новожилов. Программный директор – Александра Жукова.
Фильм «Первая на русском троне» был представлен в конкурсной программе, к сожалению, он не взял призов, но вызвал огромный отклик у зрителей.
– Андрей, вы не расстроились, что вам не вручили приз?
– Я совершенно не расстроился, потому что жюри высоко оценило мой фильм, им он очень понравился, и мне сказали много теплых слов. В этот раз фильм не взял награду, но я верю, что все приходит в свое время, и, возможно, мне нужно, чтобы пробудился еще больше азарт и я снял еще более крутой фильм, который получил бы награду в следующем году.
– Вас наперебой хвалили на фестивале, это замечательно, что так ценят и поддерживают молодые таланты, а вы не боитесь, как говорят в киношной среде, «поймать звездочку» и зазвездиться? И не боитесь, что наиграетесь в режиссуру и потом все бросите?
– Вы знаете, у меня такая самокритика, что я точно не зазнаюсь. Зазнавшийся и успокоивший человек – это мертвый творец. На самом деле творческий человек должен испытывать переживания, страхи, боль, сомнения, совершать какие-то ошибки. Это все приводит к самоусовершенствованию то, что нам необходимо. И потом я по знаку Рак, если вцепился «клешнями» в это дело, ни за что не отцеплюсь. Я сейчас поступаю во ВГИК на режиссуру к мастерам Хотиненко и Скуйбину.
– А в какой школе вы учились?
– Я только что закончил художественную школу № 1188, потрясающая творческая школа, где меня многому научили и вдохновили. Это московская общеобразовательная школа, но с углубленным изучением изобразительного искусства. Я, конечно, не самый лучший художник, тем не менее художественный навык очень помогает мне в режиссуре. Я пишу картины, люблю графику, делаю раскадровки к фильмам, обожаю рисовать людей, портреты, это как раз то, что нужно в кино – понимание композиции. Но не могу назвать себя настоящим художником, а вот мои одноклассники, которые уделяют предмету по десять часов каждый день, они, конечно, рисуют потрясающе, потому что это дело их жизни. Они посвятили себя художественному ремеслу, а я посвятил себя режиссуре.
Наша школа находится в районе Лосиноостровский, я проучился там с первого до одиннадцатого класса. Поначалу мои одноклассники не понимали, чем я занимаюсь, зачем мне это нужно, но потом произошло примирение. На выпускном мы все обнялись, расплакались, сказали, как мы любим другу друга. Надеюсь, мы будем и дальше общаться, даже учась в разных институтах.
И как раз на выпускном я благодарил своих учителей, они удивительные люди, не знаю, где бы еще, в какой школе учителя могли бы сочинить песню для своих учеников, облачиться в шутливые цыганские костюмы и сделать такой потрясающий музыкальный перформанс. Наши учителя настоящие творцы, они все добрые и отзывчивые. Мой фильм «Первая на русском троне» был посвящен директору школы, заслуженному учителю РФ, которая, к сожалению, умерла. Ольга Юрьевна Тишина была очень мудрая женщина, она создала нашу художественную школу с нуля и все эти годы руководила. Я посвятил этот фильм памяти учителя, в титрах есть эти строки.
– В картине очень хорошо сыграла актриса Светлана Смирнова-Кацагаджиева. Она сразу согласилась на эту роль?
– Я специально ездил в Санкт- Петербург, чтобы убедить ее в том, что фильм действительно интересный. Она увлекалась этим проектом и согласилась сняться в картине. Светлана очень талантливая актриса, она пропустила все через себя, и многие зрители говорили, что увидели, как в ее глазах отразилась вся трагедия царевны Софьи и русской монархии, насколько она вжилась в образ. Светлана с самого начала очень положительно отнеслась к предложению, но надо было встретиться и пообщаться, чтобы мы посмотрели друг на друга и поняли, что сработаемся. Тем более я был еще школьник, не каждый актер согласился бы сниматься у школьника.
– Чем вас так привлекла личность царевны Софьи?
– Царевну Софью принимают как ретроградку, которая вопреки Петру I хотела увести Россию обратно в древность, в темноту. Это абсолютно не так, она была потрясающим реформатором. С Василием Голицыным они разработали идею европеизации России, план развития. Уже тогда с 1682 по 1689 годы Софья выступала за отмену крепостного права. И если бы эта гениальная, амбициозная женщина смогла бы удержать власть, она бы провела точно такие же преобразования, как и Петр I, только более деликатно, более щадяще. Не топором рубила жестко, а плавно своей женской рукой постепенно сделала изменения, и, возможно, для России это было бы лучше. Но история не терпит сослагательного наклонения. Ее положение было шаткое, она не смогла воплотить свои замыслы и в этом была ее трагедия. Мне она как личность близка по духу, по характеру, по переживаниям. Я прочел горы литературы об этой женщине и настолько проникся ее историей, что стал воспринимать ее как близкого человека.
На фестивале я познакомился с легендарной актрисой Натальей Бондарчук, которая сыграла царевну Софью в советском фильме «Юность Петра». Именно ее игрой я вдохновился прежде, чем приступить к съемкам своего фильма. Она также прежде, чем сниматься, очень подробно и детально изучила свою героиню, возможно, узнала о ней в архивах то, что не доступно общественному восприятию. Мы пришлю к общему мнению, что царевна Софья была уникальной личностью в российской истории, о которой очень мало написано и снято. Поэтому я хотел бы снять полный метр об этой женщине, уже написал сценарий, а на роль Петра I позвал бы очень интересного актера Ивана Янковского. Мне кажется, что он бы подошел на эту роль.
Президент фестиваля – президент ассоциации «Безопасность и качество» Александр Халимовский. Художественный руководитель фестиваля – продюсер Сергей Новожилов. Программный директор – Александра Жукова.
Фильм «Первая на русском троне» был представлен в конкурсной программе, к сожалению, он не взял призов, но вызвал огромный отклик у зрителей.
– Андрей, вы не расстроились, что вам не вручили приз?
– Я совершенно не расстроился, потому что жюри высоко оценило мой фильм, им он очень понравился, и мне сказали много теплых слов. В этот раз фильм не взял награду, но я верю, что все приходит в свое время, и, возможно, мне нужно, чтобы пробудился еще больше азарт и я снял еще более крутой фильм, который получил бы награду в следующем году.
– Вас наперебой хвалили на фестивале, это замечательно, что так ценят и поддерживают молодые таланты, а вы не боитесь, как говорят в киношной среде, «поймать звездочку» и зазвездиться? И не боитесь, что наиграетесь в режиссуру и потом все бросите?
– Вы знаете, у меня такая самокритика, что я точно не зазнаюсь. Зазнавшийся и успокоивший человек – это мертвый творец. На самом деле творческий человек должен испытывать переживания, страхи, боль, сомнения, совершать какие-то ошибки. Это все приводит к самоусовершенствованию то, что нам необходимо. И потом я по знаку Рак, если вцепился «клешнями» в это дело, ни за что не отцеплюсь. Я сейчас поступаю во ВГИК на режиссуру к мастерам Хотиненко и Скуйбину.
– А в какой школе вы учились?
– Я только что закончил художественную школу № 1188, потрясающая творческая школа, где меня многому научили и вдохновили. Это московская общеобразовательная школа, но с углубленным изучением изобразительного искусства. Я, конечно, не самый лучший художник, тем не менее художественный навык очень помогает мне в режиссуре. Я пишу картины, люблю графику, делаю раскадровки к фильмам, обожаю рисовать людей, портреты, это как раз то, что нужно в кино – понимание композиции. Но не могу назвать себя настоящим художником, а вот мои одноклассники, которые уделяют предмету по десять часов каждый день, они, конечно, рисуют потрясающе, потому что это дело их жизни. Они посвятили себя художественному ремеслу, а я посвятил себя режиссуре.
Наша школа находится в районе Лосиноостровский, я проучился там с первого до одиннадцатого класса. Поначалу мои одноклассники не понимали, чем я занимаюсь, зачем мне это нужно, но потом произошло примирение. На выпускном мы все обнялись, расплакались, сказали, как мы любим другу друга. Надеюсь, мы будем и дальше общаться, даже учась в разных институтах.
И как раз на выпускном я благодарил своих учителей, они удивительные люди, не знаю, где бы еще, в какой школе учителя могли бы сочинить песню для своих учеников, облачиться в шутливые цыганские костюмы и сделать такой потрясающий музыкальный перформанс. Наши учителя настоящие творцы, они все добрые и отзывчивые. Мой фильм «Первая на русском троне» был посвящен директору школы, заслуженному учителю РФ, которая, к сожалению, умерла. Ольга Юрьевна Тишина была очень мудрая женщина, она создала нашу художественную школу с нуля и все эти годы руководила. Я посвятил этот фильм памяти учителя, в титрах есть эти строки.
– В картине очень хорошо сыграла актриса Светлана Смирнова-Кацагаджиева. Она сразу согласилась на эту роль?
– Я специально ездил в Санкт- Петербург, чтобы убедить ее в том, что фильм действительно интересный. Она увлекалась этим проектом и согласилась сняться в картине. Светлана очень талантливая актриса, она пропустила все через себя, и многие зрители говорили, что увидели, как в ее глазах отразилась вся трагедия царевны Софьи и русской монархии, насколько она вжилась в образ. Светлана с самого начала очень положительно отнеслась к предложению, но надо было встретиться и пообщаться, чтобы мы посмотрели друг на друга и поняли, что сработаемся. Тем более я был еще школьник, не каждый актер согласился бы сниматься у школьника.
– Чем вас так привлекла личность царевны Софьи?
– Царевну Софью принимают как ретроградку, которая вопреки Петру I хотела увести Россию обратно в древность, в темноту. Это абсолютно не так, она была потрясающим реформатором. С Василием Голицыным они разработали идею европеизации России, план развития. Уже тогда с 1682 по 1689 годы Софья выступала за отмену крепостного права. И если бы эта гениальная, амбициозная женщина смогла бы удержать власть, она бы провела точно такие же преобразования, как и Петр I, только более деликатно, более щадяще. Не топором рубила жестко, а плавно своей женской рукой постепенно сделала изменения, и, возможно, для России это было бы лучше. Но история не терпит сослагательного наклонения. Ее положение было шаткое, она не смогла воплотить свои замыслы и в этом была ее трагедия. Мне она как личность близка по духу, по характеру, по переживаниям. Я прочел горы литературы об этой женщине и настолько проникся ее историей, что стал воспринимать ее как близкого человека.
На фестивале я познакомился с легендарной актрисой Натальей Бондарчук, которая сыграла царевну Софью в советском фильме «Юность Петра». Именно ее игрой я вдохновился прежде, чем приступить к съемкам своего фильма. Она также прежде, чем сниматься, очень подробно и детально изучила свою героиню, возможно, узнала о ней в архивах то, что не доступно общественному восприятию. Мы пришлю к общему мнению, что царевна Софья была уникальной личностью в российской истории, о которой очень мало написано и снято. Поэтому я хотел бы снять полный метр об этой женщине, уже написал сценарий, а на роль Петра I позвал бы очень интересного актера Ивана Янковского. Мне кажется, что он бы подошел на эту роль.
– Вы смотрели сериал «Слово пацана», и он вам понравился?
– Конечно, смотрел, и мои одноклассники посмотрели и очень активно обсудили этот фильм, даже пародировали героев. Многие боялись, что после сериала будет огромный всплеск подростковой преступности в нашей стране, но как мы наблюдаем, особого всплеска не произошло и массово сознание не поменялось. А вот знакомство с тем, как жили в те годы наши сверстники, было очень интересным. Я считаю, что это великолепно сделанная трагедия, именно трагедия, а то, что он стал так безумно популярен и моден, это всего лишь тренд. Тренды никогда долго не держатся, уйдет мода на такие сериалы, придет мода на что-то другое.
А во всем остальном с режиссерской точки зрения «Слово пацана» – блестяще созданная драма, от которой происходит полное погружение в историю. Жора Крыжовников один из лучших режиссеров нашего времени, у него, кстати, если не ошибаюсь, настоящее имя Андрей Першин, то есть он мой тезка, и еще великий режиссер Андрей Тарковский мой тезка, мне это очень приятно. В ближайшее время я планирую посмотреть фильм «Иваново детство» и еще раз пересмотреть все его работы.
– Наград вам не вручили, фильм не отметили, но что-то особенное запомнилось на фестивале, что в дальнейшем станет для вас приятным воспоминанием?
– В Сочи я прошелся по красной дорожке, увидел много фильмов, познакомился с интереснейшими людьми. Я безумно люблю Красную Поляну, этот город связан с детством, родители привозили меня сюда, когда мне исполнилось 13 лет, и мы опять туда поехали. Но самое необычное, что мой день рождения, уже 18 лет, совпал с Сочи. Это такой добрый знак. Я очень благодарен за то, что мне удалось представить свой фильм и желаю нам всем не успокаиваться, идти вперед и создавать прекрасные фильмы!
Анжела Якубовская.
– Конечно, смотрел, и мои одноклассники посмотрели и очень активно обсудили этот фильм, даже пародировали героев. Многие боялись, что после сериала будет огромный всплеск подростковой преступности в нашей стране, но как мы наблюдаем, особого всплеска не произошло и массово сознание не поменялось. А вот знакомство с тем, как жили в те годы наши сверстники, было очень интересным. Я считаю, что это великолепно сделанная трагедия, именно трагедия, а то, что он стал так безумно популярен и моден, это всего лишь тренд. Тренды никогда долго не держатся, уйдет мода на такие сериалы, придет мода на что-то другое.
А во всем остальном с режиссерской точки зрения «Слово пацана» – блестяще созданная драма, от которой происходит полное погружение в историю. Жора Крыжовников один из лучших режиссеров нашего времени, у него, кстати, если не ошибаюсь, настоящее имя Андрей Першин, то есть он мой тезка, и еще великий режиссер Андрей Тарковский мой тезка, мне это очень приятно. В ближайшее время я планирую посмотреть фильм «Иваново детство» и еще раз пересмотреть все его работы.
– Наград вам не вручили, фильм не отметили, но что-то особенное запомнилось на фестивале, что в дальнейшем станет для вас приятным воспоминанием?
– В Сочи я прошелся по красной дорожке, увидел много фильмов, познакомился с интереснейшими людьми. Я безумно люблю Красную Поляну, этот город связан с детством, родители привозили меня сюда, когда мне исполнилось 13 лет, и мы опять туда поехали. Но самое необычное, что мой день рождения, уже 18 лет, совпал с Сочи. Это такой добрый знак. Я очень благодарен за то, что мне удалось представить свой фильм и желаю нам всем не успокаиваться, идти вперед и создавать прекрасные фильмы!
Анжела Якубовская.