Новости

Лестница в небо

В Новом Театре представили необычный художественный проект Эдуарда Боякова и Михаила Розанова

В минувшее воскресенье в Новом Театре на Мясницкой, 7 прошла презентация оригинального литературно-художественного издания «Стена и слово. Русский монастырь на границе с небом». В Готическом зале театра с причудливой белой лепниной середины XIX века были представлены увеличенные фотоработы из этого альбома, посвященного православным монастырям.
Это необычное издание - совсем не туристический справочник, не пособие для паломников и не историко-научное исследование культурных святынь России. Авторы - режиссер Эдуард Бояков, написавший тексты, и фотохудожник Михаил Розанов - разработали собственную оригинальную художественную концепцию, представляющую российские монастыри как уникальное духовно-художественное явление нашей культуры.
Из более, чем пятисот действующих монастырей России, они выбрали всего десять. И это, по мнению Боякова, результат серьезной аналитической работы.
Художник должен не только чувствовать, но и понимать, - считает режиссер. И подчеркивает:
Важнейшее место в ряду избранных нами обителей занимает русский Север. Это особый вектор.
Каждому монастырю в альбоме посвящена отдельная глава, имеющая строгую композицию: название, отражающее миссию монастыря, историко-литературное эссе и одиннадцать черно-белых фото, на которых запечатлены монастырские комплексы в единстве с природным ландшафтом.
В чем все-таки уникальность этого альбома? В том, что при его создании авторы строго соблюдали следующие принципы.

Во-первых, они использовали только монохромную (черно-белую) съемку, которая позволяет рассмотреть геометрию архитектуры, линии, детали, рельефы, фактуру.

Во-вторых, мы видим только экстерьеры – стены, порталы, купола, все то, что интегрировано в природу. Церковные интерьеры и утварь остались за кадром.

В-третьих, на снимках также нет людей - съемку проводили ранним утром, - что по мнению авторов, позволяет сосредоточиться на вечном, непреходящем, не суетном.
В-четвертых, каждый монастырь соответствует определенному времени года – когда обитель наиболее откровенно демонстрирует свою духовную миссию.
В-пятых, у каждого монастыря, по мнению авторов, есть своя миссия: царство, праведность, знание, аскеза, переход, политика, рубеж, воинство, тайны, подвиг.

В-шестых, здесь обошлось без применения модных дронов. По мнению авторов, ракурс взгляда художника должен быть естественным, как взгляд паломника.
И совсем не случайно презентация альбома проводится именно в театре. Бояков убежден: русский репертуарный театр-дом непременно включает в себя такой тип художественных событий, как выставка и знакомство с книгой. И в его театре в следующем году планируется цикл лекций о русских монастырях.
Мы не претендуем на проповедь, не претендуем на научность, - говорит Эдуард Бояков. - «Стена и слово» - это наше с Михаилом Розановым личное путешествие вглубь русского православия. Как творческие люди мы пытались дать внятный артикулированный взгляд на феномен русского монастыря, не разделяя культуру на светскую и церковную. Думаю, от такого разделения наша культура многое теряет.

Монастыри вписаны в нашу ежедневную городскую жизнь, они слиты с ландшафтом, с природой, - подчеркивает режиссер. - При этом они являются границей между земной жизнью и тем, что находится за ее пределами. Граница здесь – ключевое слово. Монохромность, в которой всегда работает Михаил Розанов, отражает этот смысл.

Мы попытались задать себе вопросы, что такое русский монастырь. И дали на него свой ответ, в котором мы вовсе не претендуем на то, что нашими устами глаголит истина. Это путь к тому, чтобы разобраться в важнейшем феномене православной обители.
Режиссер высоко ценит творческую манеру своего соавтора:
Специфика Михаила Розанова как архитектурного художника проявляется в его понимании сути объекта, с которым он работает. Пропорции, линии, детали – их можно рассматривать часами. Каждый элемент несет семантическую нагрузку.
Заметим, что фотохудожник Михаил Розанов, мастер монохромной съемки, уже снимал многие архитектурные шедевры в России и Европе. Но серьезное погружение в православную архитектуру для него – новый опыт.
Книга очень личная, - говорит Михаил Розанов. - Я раньше никогда не снимал храмы. В основном фотографировал светскую архитектуру. Лишь однажды делал выставку про соборы московского Кремля. Мы начали обсуждать этот проект два года назад, и тогда я стал читать про монастыри. Постепенно приближался к миру, который до этого не знал.

Когда мы поехали в нашу первую экспедицию – ровно год назад - это оказался Кирилло-Белозерский монастырь… Признаюсь, я испытал огромное потрясение. Все что я прочитал, узнал, здесь увидел воочию. Первый раз в жизни у меня было такое эмоциональное погружение.

В период наших многочисленных поездок мы с Эдуардом все время разговаривали, и я впитывал в себя новые знания, как губка. Много осознал и принял. Я очень изменился за это время. Изменил отношение к жизни.
Фотохудожник вспоминает, что еще на него произвело сильное впечатление:
- Самое необычное, что я видел, – это Соловки, - говорит Розанов. - Соловки меня эмоционально перевернули. И, конечно, я был потрясен Посольским монастырем на Байкале. На мой взгляд, это идеальный монастырь. Безграничность белого Байкала, безграничность неба и крошечный монастырь, где всего десять монахов. Другое измерение. Космос. Еще был поражен отношением братии. Всюду - ни одного кривого взгляда, только доброжелательность, готовность помогать, содействовать.
- Необычно и нестандартно участвовать в таком творческом мероприятии, - говорит литературный редактор книги Елена Жосул. - Это слом шаблона и ментальный взрыв. Люди не привыкли к такому православному визуалу. Подобный стиль в православной культуре отсутствует напрочь.

Я впервые увидела возможность художественной философии в разговоре про монастыри. Здесь нет той витиеватости, аляповатости православных медиа, цель которой привлечь паломников, покупающих сувениры. Здесь иная задача. Новаторский момент - право человека, входящего в монастырь, на чувствование монастыря, восприятие, идущее не от рацио, а от чувствования. В этом есть дерзновенность. Думаю, что подобный слом шаблона необходим.
Кому адресован этот подарочный альбом с качественной полиграфией и дизайном высокого уровня? Да самой широкой публике, вне привязки к конфессиональной принадлежности. И это очень важно.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, компании Kama Flow и благотворительного фонда «Свете Тихий».

Наталья БОБРОВА
Made on
Tilda