Театр «Кремлёвский балет» представил 12 марта блистательную «Клеопатру» В.Качесова в постановке своего основателя народного артиста России Андрея Борисовича Петрова (1945-2023).
Этот спектакль действительно не имеет аналогов на российской, да и, пожалуй, на мировой сцене. Это больше чем неоклассика – в «Клеопатре» хореографический язык представляет собой неожиданный и впечатляющий синтез классического танца, элементов современной пластики, движений, знакомых нам по египетским фрескам, античной живописи и скульптуре.



За те два с небольшим часа, что длится масштабное действо, перед нами проходит вся жизнь последней царицы эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев. Той самой Клеопатры, которая в юности чудом сумела избежать гибели, а затем вошла в историю как мудрая правительница и роковая покорительница мужских сердец, возлюбленная римского диктатора Гая Юлия Цезаря и супруга древнеримского политика и военачальника Марка Антония.

Партию Клеопатры в этот вечер исполнила блистательная Олеся Росланова, на которую изначально и был поставлен этот балет. Тоненькая, хрупкая и одновременно невероятно сильная внутренне – такой предстала её героиня. Олеся завораживала и восхищала как сложнейшим виртуозным танцем, так и невероятным актёрским перевоплощением. Устроившие в итоге почти 12-минутную овацию зрители следили за перипетиями египетской царицы, затаив дыхание. Казалось, перед нами и впрямь она, удивительная Клеопатра, когда-то подчинившая себе вечность, а сейчас решившая ненадолго приоткрыть для людей нового времени завесу над своей жизнью.

Под стать Олесе Рослановой были и её партнёры по сцене: Михаил Евгенов (Гай Юлий Цезарь) и заслуженный артист России Даниил Росланов (Марк Антоний).


Взаимоотношения Клеопатры и Юлия Цезаря развивались от дуэта к дуэту – от психологического поединка двух сильных личностей к их полному взаимопониманию и единению, основанному на доверии и любви. Танцовщики невероятно точно сумели передать все нюансы этой впечатляющей истории.



Что касается второй судьбоносной встречи в жизни Клеопатры, её романа с Марком Антонием, то здесь Олеся Росланова предстаёт уже совершенно иной: каждое её движение наполнено огненной, неудержимой страстью к отважному римлянину, перерастающей в истинную глубокую любовь, потерять которую она оказывается не в силах.



Во время прощания Клеопатры со смертельно раненым Марком Антонием, а затем и с маленьким сыном, зрительный зал буквально замер. И вот она, невероятная финальная сцена: Октавий, войска которого разгромили египтян, врывается с обнажённым мечом в покои Клеопатры, предвкушая свой триумф. Но… Изумлённому взору римского правителя предстают удаляющиеся фигуры Клеопатры и Марка Антония. Они уходят в вечность, фактически оставляя Октавиана побеждённым.


Среди гостей Государственного Кремлёвского Дворца в этот вечер был и Юрий Аверьянов, доцент Института восточных культур и античности РГГУ, кандидат исторических наук, специалист по культуре Ближнего Востока. Мы попросили Юрия Анатольевича поделиться своими впечатлениями от увиденного. И вот что услышали:
«Очень атмосферное, зрелищное действо! Замечательные декорации и костюмы – и у египтян, и у римлян. Прекрасный подбор исполнителей на главные партии. Великолепная Клеопатра, просто восхитительная! Очень точно передана атмосфера Древнего Египта, и, кстати, мифологическая часть тоже удалась. Впечатляющая музыка, и хотя периодически она рождает ассоциации с мавританскими танцами, в целом композитор сумел убедительно показать встречу Востока и Запада, что, по-видимому, и задумывалось изначально постановщиками этого балета. Подобное чередование музыки, римских и египетских танцев оказывает сильное воздействие на зрителя. Несомненно, благотворное. Я хотел бы, чтобы и мои студенты тоже посмотрели этот спектакль и прониклись такой атмосферой античности и Древнего Египта».
В этот вечер, кстати, в «Клеопатре» состоялся ряд новых вводов. Так, в партии Октавии впервые выступила лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева, а в партии богини мести Сехмет – Полина Дияншина. Обе балерины замечательно справились с поставленной задачей и технически, и актёрски. Октавия Алины Каичевой была нежной, ранимой и трепетной, Сехмет же Полины Дияншиной – холодной, властной, безжалостной.


Также в партии Птолемея XIII, брата Клеопатры, мы впервые увидели Евгению Ганееву, а в партии его воспитателя и регента Ур Пофина - Владислава Владимирова.


От души поздравляем с прекрасным спектаклем всех его участников, главного балетмейстера театра заслуженную артистку России Александру Тимофееву, заведующего балетной труппой заслуженного артиста России Вадима Кременского и всех педагогов-репетиторов «Кремлёвского балета», а также Симфонический оркестр радио «Орфей» под управлением его художественного руководителя и главного дирижёра заслуженного артиста России Сергея Кондрашева!
Браво! Вы – лучшие!
Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола
Браво! Вы – лучшие!
Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола