В Тобольске прошел четвертый фестиваль современного и актуального кино «Алафейская гора».
В рамках фестиваля прошли конкурсные программы полнометражных и короткометражных фильмов, а также специальные мероприятия – внеконкурсные показы современного кино, спектакли, концертные программы.
Генеральным партнером фестиваля выступила компания СИБУР в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».
Генеральным партнером фестиваля выступила компания СИБУР в рамках программы социальных инвестиций «Формула хороших дел».
Президент фестиваля – продюсер, член Союза кинематографистов России Сергей Новожилов.
Директор фестиваля – продюсер Анастасия Романова.
Программный директор фестиваля – режиссер, сценарист Александра Жукова.
В конкурсных программах приняло участие 23 фильма, которые оценивали два профессиональных жюри.
Директор фестиваля – продюсер Анастасия Романова.
Программный директор фестиваля – режиссер, сценарист Александра Жукова.
В конкурсных программах приняло участие 23 фильма, которые оценивали два профессиональных жюри.

Председателем жюри полнометражного конкурса стала заслуженная артистка России Мария Шукшина. Члены жюри – продюсер, руководитель фестивальных проектов Молодежного центра Союза кинематографистов России Антон Симухин и режиссер, сценарист, педагог Илья Северов.
Этот год для фестиваля получился особенный, конкурсные фильмы, которые подобрала Александра Жукова и были представлены на суд зрителей, представляли собой синтез арт и мейнстримового кино. Тем не менее мейнстримовое кино вполне доказывает, что может быть и зрелищным, и высокодуховным.
Именно такой получилась дебютная режиссерская работа Ильи Маланина - «Ненормальный».
Этот год для фестиваля получился особенный, конкурсные фильмы, которые подобрала Александра Жукова и были представлены на суд зрителей, представляли собой синтез арт и мейнстримового кино. Тем не менее мейнстримовое кино вполне доказывает, что может быть и зрелищным, и высокодуховным.
Именно такой получилась дебютная режиссерская работа Ильи Маланина - «Ненормальный».
В картине Ильи Маланина отчим в исполнении Александра Яценко посвящает свою жизнь приемному сыну, которому поставили диагноз митохондриальная миопатия. В медицине болезнь считается неизлечимой. Но медики не учитывают фанатичную любовь и преданность родителей, и таких людей, как герой Александра Яценко. Именно его альтруизм, самоотверженность превратила больного ребенка, на котором общество стремится поставить крест, в талантливого пианиста и композитора.
Вручая приз, председатель жюри Мария Шукшина сказала: «Мы решили дать главный приз фильму под названием "Ненормальный", фильму в котором показано преодоление. В картине режиссёра Ильи Маланина эта тема затронута талантливо, и у нас она вообще не звучала последнее тридцать лет. К сожалению, герои были не нужны, никому не хотелось подражать и следовать. А в этом фильме все герои: и мама, и бабушка, которые взяли на себя груз тяжести по уходу за больным ребенком, это настоящее геройство. И особенно мужчина, который пожертвовал своей жизнью ради больного ребенка. И мальчик сам герой. То есть очень важно воспитывать на примере таких людей. Я рада, что наконец-то у нас большие деньги в кино пошли на такие темы. Это очень важно».

Лучшая режиссерская работа – фильм «Вечная зима», режиссера Николая Ларионова произвел на зрителей неизгладимое впечатление. Перед главным героем, которого сухо и лаконично играет Александр Робак стоит выбор, сжечь ли свою душу жгучей местью, которая раздирает его после смерти единственного сына, либо попытаться жить дальше. Этот вопрос в фильме остался открытым, а каждый зритель сделает ответ на него сам. «Вечная зима» — это аллегория, иносказание, зима может быть и в природе, и в душе человека…

Приз за Лучшую мужскую роль получил фильм режиссера Александра Андреева «Точка опоры». Главную роль сыграл актер Гела Месхи.
История повествует о художнике-постановщике в кино, который получил травму и в силу неопределимых обстоятельств изменил образ мысли, пришел к Богу, и к своему истинному призванию. Зрителя вполне может удивить как брутальный актер согласился на роль инвалида, беспомощного человека, которому меняют памперсы…
На что режиссер Александр Андреев ответил: «Гела таких вопросов не задавал. Ему понравилась роль, и видимо его не смутило, что ему будут менять в кадре памперсы, возить в инвалидном кресле…. Мне кажется актерам всегда интереснее играть человека в обостренной ситуации, не бояться выглядеть неприглядно, максимально пытаясь сжиться с предлагаемыми обстоятельствами персонажа. Были пробы: Гела, на мой вкус, наиболее подошел со своей взрывной психофизикой».
За великолепную актерскую игру он соответственно и получил этот приз.
История повествует о художнике-постановщике в кино, который получил травму и в силу неопределимых обстоятельств изменил образ мысли, пришел к Богу, и к своему истинному призванию. Зрителя вполне может удивить как брутальный актер согласился на роль инвалида, беспомощного человека, которому меняют памперсы…
На что режиссер Александр Андреев ответил: «Гела таких вопросов не задавал. Ему понравилась роль, и видимо его не смутило, что ему будут менять в кадре памперсы, возить в инвалидном кресле…. Мне кажется актерам всегда интереснее играть человека в обостренной ситуации, не бояться выглядеть неприглядно, максимально пытаясь сжиться с предлагаемыми обстоятельствами персонажа. Были пробы: Гела, на мой вкус, наиболее подошел со своей взрывной психофизикой».
За великолепную актерскую игру он соответственно и получил этот приз.

Картина «Белый пароход», снятая в Якутии, затрагивает вопросы – столкновения двух культур, и показывает сюжет в совершенно уникальном, непривычном зрителю ритме. Не часто в нашем кинематографе можно увидеть подобное, и вообще якутское кино для российского зрителя пока не очень знакомо. Неожиданный по сюжету и форме подачи фильм получил приз «Лучшая операторская работа».
Что касается операторской работы, то тут все понятно, а вот к ритму картины есть вопросы. И продюсер фильма Жан Просянов объясняет это так: «Ритм нашей истории — это ритм течения времени в регионе, где все время холодно. Как раз подобная медитативная история дает фильму дополнительное пространство. Моя задача как продюсера дать возможность режиссеру высказаться во всей полноте. Скажем так - насколько это было возможно, я старался, чтобы у автора была творческая свобода. Но наше кино, это не только визуальное кино, оно еще и музыкальное. Там очень сложные партитуры, сочетание народной музыки с сочетанием классической и современной»
Что касается операторской работы, то тут все понятно, а вот к ритму картины есть вопросы. И продюсер фильма Жан Просянов объясняет это так: «Ритм нашей истории — это ритм течения времени в регионе, где все время холодно. Как раз подобная медитативная история дает фильму дополнительное пространство. Моя задача как продюсера дать возможность режиссеру высказаться во всей полноте. Скажем так - насколько это было возможно, я старался, чтобы у автора была творческая свобода. Но наше кино, это не только визуальное кино, оно еще и музыкальное. Там очень сложные партитуры, сочетание народной музыки с сочетанием классической и современной»

Фильм «Белый пароход» - вызвал у зрителей неоднозначный отклик, тем не менее в фестивале современного и актуального кино есть место и таким лентам.
Актуальность и злободневность темы, которую поднимает художественный фильм «Я приду» талантливого режиссёра, выпускника Казанского государственного университета культуры и искусства Булата Сабитова - налицо. Фильм, снятый в Татарстане, повествует о судьбе оступившегося казанского подростка, и о том, какой выбор ему придется сделать, чтобы окончательно не оказаться в трясине преступности. Картина, поднимающая важные вопросы о чести и порядочности стала открытием фестиваля.

А вот закрыла фестиваль картина «Эффект Хамелеона» режиссера Александра Харламова. История родилась из необыкновенной наблюдательности режиссера. Однажды он купил себе в квартиру торшер, который менял цвета. И именно цветовая иллюминация стала толчком к психологическому детективу, в котором главный герой пытается расшифровать ребус и доказать свою невиновность. Шифр в свете — это интеллектуально.
Кирилл Запорожский играет роль следователя мастерски. Особенно ему удались сцены прощания с ирреальным образом ушедшей возлюбленной. Как вспоминает сам режиссер во время съемок последней, прощальной сцены вся съемочная группа плакала. Сцена далась сложно. Поэтому детектив получился драматическим, захватывающим, с налетом легкой, прозрачной грусти. Актер Запорожский невероятно привлекателен в этой роли.
«За яркую актерскую работу» в фильме «Эффект Хамелеона» Кирилл Запорожский был отмечен Призом Президента
Кирилл Запорожский играет роль следователя мастерски. Особенно ему удались сцены прощания с ирреальным образом ушедшей возлюбленной. Как вспоминает сам режиссер во время съемок последней, прощальной сцены вся съемочная группа плакала. Сцена далась сложно. Поэтому детектив получился драматическим, захватывающим, с налетом легкой, прозрачной грусти. Актер Запорожский невероятно привлекателен в этой роли.
«За яркую актерскую работу» в фильме «Эффект Хамелеона» Кирилл Запорожский был отмечен Призом Президента

Призы полнометражного конкурса:
- Лучший фильм – «Ненормальный», реж. Илья Маланин;
- Лучшая режиссерская работа – фильм «Вечная зима», режиссер Николай Ларионов;
- Лучший сценарий – Сергей Козин, Роман Кантор, фильм «Ненормальный» (реж. Илья Маланин);
- Лучшая операторская работа – Вероника Соловьёва, фильм «Белый пароход» (реж. Инга Шепелёва);
- Лучшая мужская роль имени А.Г. Абдулова – Гела Месхи, фильм «Точка опоры» (реж. Александр Андреев);
- Лучшая женская роль – Дарья Жовнер, фильм «Блондинка» (реж. Павел Мирзоев).
- Приз Президента фестиваля «За яркую актерскую работу» в фильме «Эффект Хамелеона» — актеру Кирилл Запорожскому;