Новости

«Чиполлино» К.Хачатуряна. Балет-сказка в 2-х действиях

19 января 2024 года Государственный Кремлёвский дворец и театр «Кремлёвский балет» приглашают юных зрителей, а также их мам, пап, бабушек и дедушек побывать в удивительной солнечной стране - там, где живут (и, конечно же, замечательно танцуют!) овощи, фрукты и цветы.

И всё у них, представьте, практически, как в мире людей, и проблемы тоже похожи. Но они с ними справятся, можете не сомневаться. Ведь речь о спектакле «Чиполлино», поставленном по одноименной сказке итальянского писателя Джанни Родари (1920-1980), любимой не одним поколением читателей в нашей стране. Множество захватывающих приключений, необычные, яркие герои и, конечно же, убедительная победа дружбы и справедливости сделают этот вечер по-настоящему запоминающимся.
Итак, балет «Чиполлино» Карена Хачатуряна в постановке известного балетмейстера Генриха Майорова (1936-2022). Премьера его состоялась в 1974 году на сцене Академического театра оперы и балета УССР имени Тараса Шевченко. В 1977-м постановка была перенесена в Москву, в Большой театр Союза ССР, и с тех пор прочно обосновалась в столице. Театр «Кремлёвский балет» включил этот замечательный детский балет, который, кстати, с удовольствием смотрит и взрослая аудитория, в свой репертуар в 2018 году. За это время главные партии в нём исполнили практически все ведущие исполнители труппы: заслуженная артистка России Екатерина Первушина, Олеся Росланова, Алина Каичева, Данил Росланов, Егор Мотузов и другие.
Вкратце напомним сюжет. В небольших домиках сказочного городка живут добрые и веселые герои: мальчик-луковка Чиполлино с семьей – мамой Чиполлой, отцом Чиполлоне и сестрёнкой Чиполлеттой, девочка Редисочка с родителями, мастер Виноградинка, кум Тыква, профессор Груша, который с удовольствием играет для всех на скрипке… Но есть в этом небольшом государстве и совсем другие обитатели: алчный принц Лимон, который решил получать со своих поданных деньги за то, что светит солнце, идёт дождь и дует ветер, а также состоящий у него на службе злобный синьор Помидор и две манерные графини Вишни…
Чиполлино случайно наступает на ногу принцу Лимону, и вот беда: его отца Чиполлоне кидают в тюрьму, а заодно солдаты разрушают домик старика-Тыквы… Что же теперь делать? Конечно, исправлять ситуацию! И неугомонному Чиполлино при помощи верных помощников, в числе которых окажутся и прекрасная Магнолия, и замечательный Вишенка, совсем не похожий на своих знатных родственниц, всё удается. В финале все, кого несправедливо притесняли принц Лимон и его окружение, радуются новой жизни в добром городе, объединяющем настоящих друзей.
Прелесть этого балета заключается в том, что каждый из действующих лиц изъясняется ясным, понятным даже для самых юных зрителей языком, при этом мы видим на сцене по-настоящему высокохудожественное хореографическое произведение, рассчитанное именно на семейный просмотр, то есть универсальное в плане адресованности зрительской аудитории. Впрочем, как подчёркивал в своё время Генрих Майоров, поскольку, в первую очередь, спектакль «Чиполлино» рассчитан все-таки на ребят, необходимо, чтобы при соблюдении требующейся условности жанра, они, тем не менее, могли без труда ориентироваться в происходящем. То есть нужны чёткая фабула и особые выразительные средства, позволяющие мгновенно «считывать» ключевые характеристики персонажей. Соответственно, в каких-то случаях в движениях героев оправданно преобладают элементы народного танца (Чиполлино, Редисочка, кум Тыква), в каких-то - рафинированного классического танца (графини Вишни, Магнолия, Вишенка). Иными словами, манера пластической речи у каждого из них узнаваема и строго индивидуальна, что делает постановку более наглядной и по-хорошему иллюстративной. Собственно, хореограф в своих построениях точно следовал за музыкой - динамичной, эмоциональной и очень образной, с первых же тактов настраивающей на увлекательное действо, активное сопереживание главным героям и, конечно же, финальные положительные эмоции. В конечном счёте спектакль получился ёмким, убедительным и невероятно атмосферным. Разумеется, в том числе и благодаря замечательной сценографии (художник-постановщик В.Левенталь, художник возобновления декораций – О.Медведева, художественный руководитель возобновления декораций – Е.Левенталь, художник возобновления костюмов – С.Лехт). Ну а то, что балет идёт в сопровождении великолепно звучащего Симфонического оркестра радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижёр коллектива – заслуженный артист России Сергей Кондрашев), конечно же, многократно усиливает впечатление от просмотра.
Добро пожаловать в незабываемое сказочное приключение!

Снимки предоставлены пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.
Made on
Tilda