В московском театре «Неформат» премьера — спектакль «Судьба по обмену»
...В компактном зале «Зимний сад», который театр Михаила Барщевского «Неформат» арендует у «Театра на Трубной», лаконично «прописался» дом олигарха. Его хозяин в странном состоянии, полусне-полудепрессии, то и дело прикладывается к бутылке с виски. И почему-то то и дело вспоминает пушкинского друга Антона Дельвига и некоторые странные обстоятельства его жизни и смерти... На заднике сцены — большая стена-экран, в которой иногда открывается дверь...

Это важная деталь. Потому что режиссер Игорь Скрипко соединил здесь два вида искусства — театр и кино. И происходящее на экране, крупный план героев-антагонистов, будет не менее важно, чем темпераментная игра артистов — Александра Чернявского как Влада и вечно молодого Вячеслава Манучарова как Макса.

Последний появляется в этом доме загадочно как Мефистофель - выходит сухим из-под дождя и постепенно доводит своего друга, коллегу и компаньона до белого каления. Они вспоминают некоторые пикантные обстоятельства своей жизни, в том числе и «общую» жену... Но в сторону лирику - главный счет у Макса к Владу финансовый: тот украл у компании, которую формально возглавлял, миллионы долларов. Чтобы их вернуть хитрый Макс разработал нетривиальный план. Но его ждет немало «открытий чудных».
- Оказывается, Влад давно уже поменял свою несчастливую судьбу и раннюю смерть, которую ему предсказала гадалка (в этой роли на экране блистает Роза Хайруллина) на участь везунчика Макса. О чем тот не подозревает. Расплата грядет - их встреча происходит в роковой день сорокалетия Влада, который он не должен пережить. Но надеется, что теперь это участь Макса...

Не будем открывать секрета и портить вам удовольствие. но... Заметим только, что мистика плюс финансы — гремучая смесь. Новая вариация на тему «Люди гибнут за металл»? Кстати, тема экзотичная и редкая на столичных подмостках, как ни странно. Это всегда удивляло худрука и основателя «Неформата» Михаила Барщевского, которому по душе слова Пушкина о том, что надо обязательно «глаголом жечь сердца людей».
- Большинство спектаклей в Москве — развлекательные, - говорит Барщевский. - Это различные мелодрамы или комедии - как правило, западной драматургии. Зрителям предлагают сюжеты, которые не имеют никакого отношения к нашей действительности. Они не предполагают у зрителей способности думать.
Но ведь если в кино ходят в основном подростки — от 14 до 27 лет, то в театр ходит интеллигенция: вузовская профессура, врачи, учителя, люди с высшим образованием, - напоминает Барщевский. - Они транслируют тем, кто не ходит, те мысли, которые они получают в театре. Но, кстати, для меня было открытием, что сейчас стала ходить в театр и студенческая молодежь.

Барщевскому нравятся слова Станиславского о том, что «театр начинается с вешалки». Но он уточняет:
- - С вешалки в гардеробе, когда зрители уже уходят. Что они обсуждают после спектакля? Кто прав из героев? Кто виноват? Кто из них подонок или нормальный человек ? Кто убийца? Это успех спектакля. Если же обсуждают, что у них будет на ужин, — это провал. Для меня важно, о чем зрители говорят после спектакля…
Что ж, после «Судьбы по обмену» (жанр создатели обозначили как «мистический триллер») зрители в гардеробе, похоже, будут обсуждать не меню ужина, а странный, почти детективный сюжет (юридический опыт Барщевского тут пригодился), эксцентричных героев, «заклятых друзей» и экзотичную интригу, начиненную мистикой. Пьесу написал сам Михаил Барщевский в дуэте с коллегой, Павлом Степановым, и щедро начинил ее символами и аллегориями. Зачем все-таки им, серьезным госчиновникам, заниматься литературным творчеством?

- Но это же хорошая российская традиция, - смеется Барщевский. - Мы как Тютчев и Грибоедов. Ничто человеческое нам не чуждо. Поэтому хотя спектакль начинается как мистика, но оказывается, что никакой мистики нет. А есть любовь, мужская дружба, предательство, деньги. Об этом речь. О том, о чем мы мало говорим. А предательство и трусость всегда волнуют людей.

- Мы часто используем слово «любовь» по отношению к разным понятиям и вещам, - рассуждает Барщевский... Любим родину, жену, собаку, борщ... А это разные понятия. И дать точное определение любви не можем. Да и не пытаемся. Но, по моему, главное в любви — это умение прощать. Об этом наша выдуманная история....
Наталья БОБРОВА
- - От своей судьбы не уйдешь. - философски добавляет Павел Степанов. - В нашей истории нет фатализма. Все реально. А вывод простой - делай хорошо свое дело и надейся на лучшее.
- Так обмен или обман? Зритель решит сам. Спектакль ведь неформатный, как заказано названием театра. Два драматурга, два артиста, один режиссер два с лишним часа держат в напряжении публику в зале, заставляя ее думать и примерять на себе грехи героев. Перед нами практически исповедь, что, кстати, театр как искусство и подразумевал изначально А вот годимся ли мы, сами грешные, на роль батюшки — еще вопрос... Неформальный и неформатный.
Наталья БОБРОВА