Новости

Баллада о мужской дружбе

На "Черноречье Фесте" показали игровой режиссерский дебют документалиста Александры Лихачевой «Крецул». Кстати, симбиоз производителей картины достаточно экзотичный: это Россия, Молдавия, Литва, Турция. А результат - неожиданно глубокий и трогательный артхаусный байопик молдавского дзюдоиста Олега Крецула.

Напомним: спортсмен ослеп в результате аварии, а затем стал чемпионом Паралимпийских игр и многократным призером других соревнований. Но это не совсем о спорте и преодолении, а больше о психологии межличностных отношений. А они очень непростые между героями - чемпионом Олегом Крецулом (Никита Волков) с его другом и тренером Виталием (его играет однофамилец Никиты - Сергей Волков).
А началась эта история в непростое время и в непростом месте. Кишинев, 1997 год. Красавец и богатырь Олег Крецул, чемпион Европы по дзюдо, только что вернулся с первых Олимпийских игр, играет свадьбу и через три дня разбивается в аварии, выживает, но слепнет. Его молодая жена погибает. Друг детства Виталий поможет Олегу вернуться в большой спорт, подставив свое плечо в прямом и переносном смысле.
Мы видим, что в основу сценария, соавтором которого вместе с Лихачевой стал сам Виталий Глигор, тренер Олега Крецула, легла реальная история. А ее прочтение Лихачевой заставляет вспомнить о знаменитой "румынской волне": камера следует вплотную за героями но при этом старается не выдавать себя, акцентируясь несколько монотонно не на лицах, а на спинах и затылках. Монологи звучат обрывочно, пауз больше, чем слов. И это совсем не случайно. Ведь оператор Мариус Пандуру работал с режиссерами румынской «новой волны» Раду Жуде и Корнелиу Порумбою.

Вот почему в картине так мало чистого спортивного адреналина и так много монотонного спортивного быта с гостиничными коридорами и столовскими обедами (что может и отпугнуть обычного зрителя). Лишь в финале нам дарят победный пафос, когда Крецул получает травму, но все равно выходит на татами.
Это, по сути, машина времени: герои картины, как их родители, родом из 90-х - таких знакомых и далеких уже. Это те самые "пацаны", застрявшиее на дороге к своему "бумеру"(то, что герои занимаются мелким криминалом, посещая всякие притоны, проговаривается вскользь, мол, это спорту не помеха, а скорее, напротив). Бритоголовых героев сплачивает уже не дружба, а скорее, братство, которое вполне чревато конфликтом. И это самое интересное в картине. Виталий предан Олегу, но иногда чувствует, что его используют в качестве обслуги. А у Олега свои счеты к жизни и к нему.

Такие темы редко поднимаются в так называемом спортивном кино. Кстати , сама Лихачева отрицает эту принадлежность своей картины;

- Наше кино не о спорте, а о людях и их отношениях, - говорит Александра.

Заметим, что это достаточно смело для байопика при наличии еще здравствующих прототипов. Но ведь картина получилась не о сочувствии к инвалидам (хотя об этом тоже). А о том, что они тоже люди. И ничто человеческое им не чуждо. И нельзя забывать об этом. А взрывы мускулинного эго гасятся только братской любовью, вниманием, терпением и прощением, а не строгой диетой или изнурительными тренировками.

Наталья Боброва
Made on
Tilda